Восемьдесят лет назад наш город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Тогда он был практически полностью разрушен, и с тех пор многое в Великих Луках изменилось: появились новые здания, исчезли старые улицы и протянулись по бывшим кварталам новые, город разросся вширь, стал зеленее и выше. Однако осталось ли здесь что-то с тех далёких времён? Кроме восстановленных зданий и крепости, есть ли в нашем городе какие-либо свидетели той, военной поры? Да, есть. Молчаливые и незаметные, они до сих пор стоят рядом, порой даже прямо в наших дворах. Я говорю о военных укреплениях: противоосколочных колпаках и ДОТах – долговременных огневых точках (не следует путать их с дерево-земляными огневыми точками – ДЗОТами).
Сейчас в городе осталось несколько пулемётных противоосколочных колпаков, являющихся одним из самых распространённых фортификационных элементов Великой Отечественной войны. Представляют они из себя железобетонное кольцо, глухое с одной стороны, с амбразурой для стрельбы и отверстием для окопного перископа. Монтировались поверх заранее подготовленных пулемётных гнёзд, а изготавливались, в частности, на красногорском заводе «Стандартбетон». Это было простое и надёжное сооружение, дающее необходимую защиту в стрелковом бою, но едва выдерживающее даже одиночное попадание снаряда, поэтому называть колпаки ДОТами было бы не совсем корректно – всё-таки, это разные фортификационные элементы.
- Информация о материале
- Категория: Городские тайны
- Просмотров: 3566
Этапы восстановления города Великие Луки после освобождения от немецко-фашистских захватчиков можно проследить не только по архивным документам, но и по публикациям в прессе. А ещё на страницах печатных изданий зачастую могут оказаться некоторые подробности, которые остались не отражены в официальных документах. На этот раз давайте полистаем подшивку газеты Великолукская правда за 1945 год.
- Информация о материале
- Категория: Обзор прессы
- Просмотров: 7494
Серия тепловозов 2ТЭ25КМ выпускаемая Брянским машиностроительным заводом, получила название «Пересвет». Она выпускается с 2014 года, и вот уже несколько лет эксплуатационной базой для них является сервисное локомотивное депо «Великолукское». На данный момент в депо эксплуатируется 70 локомотивов этой серии.
В ОАО «РЖД» есть традиция наименования локомотивов в честь защитников Отечества, выдающихся личностей и названий знаменательных событий, связанных с российскими железными дорогами, есть даже специальное положение, прописывающее порядок этих действий. Руководствуясь им, сотрудники Великолукского локомотивного депо в 2020 году приняли решение наименовать несколько тепловозов вышеупомянутой серии, присвоив им имена тех героев, которые по каким-либо причинам не были увековечены в Великих Луках иным образом, однако внесли значительный вклад в деятельность железных дорог и в Великую Победу советского народа над фашизмом.
Первая торжественная церемония присвоения имён «Пересветам» состоялась в мае 2021 года, вторая – в октябре 2022, всего на данный момент наименовано три локомотива, и есть основания полагать, что традиция прижилась, и в дальнейшем всё больше локомотивов будут получать имена наших прославленных земляков.
- Информация о материале
- Категория: Копилка краеведа
- Просмотров: 1765
Совершенно неожиданно, а вернее, строго по утверждённому плану, команда Лукиграда оказалась в районе деревни Палагино, в прошлом Великолукского уезда, а ныне Куньинского района. Деревенька особо ничем не примечательна, кроме одного факта: некоторые из участников исследовательской экспедиции когда-то там жили. Как мы туда прошли и что нашли, расскажем далее.
- Информация о материале
- Категория: Едем!
- Просмотров: 5684