Совершенно неожиданно, а вернее, строго по утверждённому плану, команда Лукиграда оказалась в районе деревни Палагино, в прошлом Великолукского уезда, а ныне Куньинского района. Деревенька особо ничем не примечательна, кроме одного факта: некоторые из участников исследовательской экспедиции когда-то там жили. Как мы туда прошли и что нашли, расскажем далее.

План поездки себя долго ждать не заставил. Беглый взгляд на карту, плюс некоторые воспоминания и решено - пойдём от Ущиц! Ну и какой поход без исторической справки? Тем более, что от Великих Лук до д.Ущицы сейчас ведёт хорошая автомобильная дорога, которая практически полностью повторяет старинный Торопецкий тракт. Почти.

На карте Великолукского уезда 1838 года эта дорога очень хорошо видна. А интересующие нас деревни Ущицы и Палагино спрятались в нижнем правом углу, присмотритесь.




Если взглянуть на документы 1780-х годов, то там тоже есть те самые Ущицы и Палагино.

Да и дорога всё та же.




Это фрагмент из плана генерального межевания.

Обратите внимание, что на плане нанесены контуры земельных участков и их номера. А это означает, что и сельцо Ущицы, и ещё несколько деревень и пустошей имели своего владельца. В архивных документах легко можно отыскать, кто же он, владелец участка с номером 697.




Как видим, сельцо Ущицы с деревнями и пустошами записано за сержантом Дмитрием Валуевым. И согласно записи в межевых книгах, владельцем земель сельца Ущицы числился на тот момент лейб-гвардии сержант Валуев Дмитрий Михайлович.




В документах начала 20 века владелицей сельца Ущицы уже фигурирует Чирикова Елизавета Никандровна, вдова коллежского советника.




Представители рода Чириковых записаны владельцами различных земель Великолукского и Торопецкого уездов. Сложность возникает с тем, что существует несколько родов Чириковых, и выяснить, кто конкретно кому родственник - это обширное поле для исследований. В процессе подготовки материала я встретил несколько кратких описаний имения Ущицы, и практически в каждом упоминается, что Чирикова Елизавета Никандровна является тётей знаменитого композитора Модеста Петровича Мусоргского и проживала в Наумово, а в Ущицы наведывалась редко. Вот тут пока есть одно очень большое НО. Нигде в этих материалах не указывается источник. А если посмотреть родословную Модеста Петровича, то действительно по матери там род Чириковых. Мать композитора Юлия Ивановна Чирикова, дочь губернского секретаря Ивана Ивановича Чирикова, владельца села Наумово. Замужем ли была Елизавета Никандровна за сыном Ивана Ивановича, что бы быть тётей Мусоргскому или имеет какое другое родство, или вообще не имеет, таких сведений пока не нашлось. Быть может, в комментариях кто подскажет.

Оставим наш транспорт на главной площади и дальше пройдёмся пешочком. Тридцать с небольшим лет назад это выглядело бы так:



Ущицы. 1986 год. Фото из сборника «Ущицы. люди, события, факты».

В наш приезд там было не многолюдно. Наверное, в этот момент в магазин ничего дефицитного не завезли.




Чтобы попасть в д.Палагино, нам нужен мост через речку Кунья. Но пойдём мы туда не сразу, а сначала немного пройдём берегом и посмотрим на старинное здание винокуренного завода. Слово «винокуренный» в определении завода происходит от слова «выкуривать», «выгонять».




Сейчас здание в частной собственности. В послевоенное время в здании располагались ремонтные тракторные мастерские, а затем летний трудовой лагерь



1975 год. Фото из сборника «Ущицы. люди, события, факты».

В списке винокуренных заводов Российской империи за 1910 есть упоминание о нём:




Рядом расположено ещё одно старинное здание схожей архитектуры. Если присмотреться, можно увидеть чёткое разделение эпох.




Когда будете гулять возле бывшего завода, мимо не пройдёте. Тем более что там очень живописная набережная с плотиной, под шум которой вы даже не заметите, как окажитесь в настоящей сказке. Какой? А смотрите сами:




Узнали? Отлично! Переводите взгляд правее и вот он «Белый дом». Это двухэтажное здание тоже имеет свою очень долгую историю. Это центральный дом бывшей усадьбы.




Сейчас он уже не в лучшем своём состоянии. По воспоминаниям старожилов, на 2 этаже располагался большой зал и хозяйские комнаты, в нижнем этаже жила прислуга и находились подсобные помещения. В 1917 году, во времена национализации, здание пережило внутреннюю перепланировку, его переделали под многоквартирный дом.



Пора взглянуть на наш навигатор и открыть на нём карту 1941 года




Посмотрите на надпись «Ущицы» и немного правее. Увидели сокращение «мук.»? Как думаете, что же это? Ответ вам подскажет шикарный план местности, заботливо подготовленный для вас местными жителями, смотрите:




Но даже если вы сориентируетесь по схеме и посмотрите в нужную сторону, то никакой мельницы там уже видно не будет. О ней у нас остались только отметки на картах да архивные записи. А, ну и этот план, конечно же. А по архивным записям известно, что в селе Ущицы находилась однопоставная (одномоментно могла делать помол только одного размера) мельница, и работало там два мельника: Останович Антон Игнатьевич и Григор Пётр Андреевич. По тем же документам мельница указана как паровая, т.е. без лопастей. В качестве двигателя применялась паровая машина. Но если посмотреть на отметку на карте, то получается, что мельница находилась на другом берегу и на возвышенности. Тут можно предположить, что мельница могла быть и ветряной, а позже оборудована паровой машиной.

дополнение
Нашлось, но пока без ссылки на официальный документ, вот такое уточнение про здание мельницы.
Историческая справка:построено в 80 -ые годы XIX по заказу владельца усадьбы - помещика Чирикова. Использовалась для размола зерна. Здание было перекрыто по видимому коробовым сводом большой толщины.
Архитектурные особенности:Цельный блок здания располагается на середине полого косогора между большим спиртзаводом и "Белым" домом усадьбы. Это - прямо-угольное одноэтажное здание без внутренних перегородок. Мощные (толщина 85) кирпично-валунные стены. Цементный пол, двухскатная железная крыша на стропилах, без потолка. Фронтоны торцовых фасадов повышены до нового уровня крыши дощатыми загородками. Кладка стен смешанная из красного кирпича и камня - валуна разной формы и величины, с прибавлением мелкой щебенки создает живописную игру цвета и светотени на фасадах. Три небольших "лежачих" окна западного фасада с чуть изогнуты верхним краем обрамлены чисто кирпичной кладкой. наподобие наличника. Такое же окно украшает южный фронтон. По сторонам широкого арочного према на южном фасаде расположены вертикальные глубокие ниши с полуциркульным завершением, обрамленные также как и окна. В целом здание напоминает служебные постройки немецких усадьб. Единственное помещение "Мельницы" имеет сквозной характер, так как оба торцовые фасада прорезаны широкими арочными проемами: южный из них расположен по продольной оси здания, северный - несколько смещен к западу. Не считая утраченного свода, памятник хорошо сохранился и находится в отличном состоянии.
Общие сведения:"Мельница" в с. Ущицы являет собой образец служебной застройки и дворянской усадьбы прошлого столения, имевшей целью увеличения ее доходности и представляет интерес как пример проникновения в эту застройку немецких образцов.

В результате можно предположить, что та каменная постройка на набережной и есть мельница. А на горе, где стоит отметка, там располагалась молочная ферма.

Вот мы и подошли к дороге проспекту шоссе – Торопецкому тракту.




Вот эта насыпь и есть он, вернее то, что от него осталось. Моста через Кунью в этом месте давно уже нет, да и саму дорогу уже за ненадобностью немного «разобрали». Так удобнее ездить к другому мосту, через который мы и переберёмся на другой берег Куньи. Кунья в данном случае - это река. Ну а пока до того самого мостика нужно дойти, сворачиваем от насыпи левее.




И если до этого момента наши инициаторы поездки были уверены, что «да мы тут всё время ходили и сейчас знаем, как пройдём», то, перейдя мостик, мысли сменились на «так, а куда тут вообще теперь нам нужно?».

Добраться до деревни Палагино можно несколькими способами. Можно скучно пройти по дороге до деревни Захаркино и через неё попадём сразу в Палагино. А можно … По дорогам мы ходим редко. Не стал исключением и этот раз.




Ловко преодолевая преграды в виде ручьёв и кустиков, любуемся открывающимися пейзажами с холмами и долинами.




Апрель-май самое лучшее время для подобных походов. Поля ещё не успели покрыться густой травой, и идти можно в прямом смысле «куда глаза глядят». Но если изредка сверяться со старой картой или чуть внимательнее смотреть по сторонам, то легко можно определить, что это не просто поле, а место бывшей деревни. Вон виднеется еле заметный прямоугольный холмик, вон ещё один, а вот и камни от старого фундамента. И это практически всё, что напоминает сейчас о том, что раньше тут жили люди, справляли свадьбы, гуляли, работали.




Бывает попадаются и кусочки посуды




Интересно вам узнать, а насколько крупными были располагавшиеся здесь раньше деревни?


Холмами, полями, реками, ручьями, попали мы из одной такой деревни в другую. Ту самую, к которой так долго шли - деревню Полагино. Теперь уже наши «местные» участники, оказавшиеся в родных местах, проводят экскурсию остальным. «Вот здесь был пруд, это сады, тут проходила дорога. А вот наш дом» В данном случае «дом» это вот такой фундамент:




А это бывшая баня




Осмотревшись по сторонам, можно насчитать ещё штук пять старых фундаментов. Домов тут уже нет. Столбы, по которым в деревню приходило электричество, срезаны. Только куски керамических изоляторов, как грибы, выглядывают через молодую траву. Стоит пройти ещё несколько десятков метров и начинается уже что-то похожее на дорогу. И буквально сразу становится виден первый жилой дом. Это уже территория современной деревни Новарково. Чуть далее располагается деревня Захаркино.






Но не всё так однозначно. По плану генерального межевания Великолукского уезда Псковской губернии рядом с Палагино отмечена деревня Захаркино. В своде данных оценочно-статистического исследования 1905 года отмечена деревня Захаркино Серебряницкой волости Ущицкого общества с номером генеральной дачи 1582. На картах позднего периода на этом месте уже появляется деревня Новарково, а отметка деревни Захаркино смещается севернее. Каких-то ранних сведений о деревне Новарково нам пока найти не удалось. Но, может быть, территория современной деревни Новарково как раз находится на старом месте деревни Захаркино.





Если пойти дальше этой дорогой, то очень скоро она приведёт к тому самому мостику через речку Кунья, который мы недавно проходили. На обратном пути, уже практически возле мостика, заметили на высотке нечто необычное. Подошли. Как оказалось, это неизвестный нам воинский мемориал. Стилизован под ствол винтовки со штыком, и оканчивает его красная звезда.







Бывает, что в ходе исследования появляются ответы на все поставленные вопросы, а бывает и так, что вопросов становится ещё больше. Так пока и осталось для нас загадкой родство Елизаветы Чириковой. И вот воинский мемориал теперь требует изучения. Наверняка, местные жители что-то смогут про него сказать. День уже подходит к концу, а запланированных планов выполнена только половина. Поэтому мы пока покидаем Ущицы, но обязательно вернёмся сюда снова. А пока в деревне Купуй нас ждёт Галина Петровна Кремкова, в замужестве - Шматко. Правда, ни мы, ни она ещё об этом не знаем. Но это уже будет материал для нового рассказа. Вот такие у нас удивительные планы!




Пока история нашей поездки плавно обретала печатную форму, в один из наших чатов пришло сообщение, которое начиналось фразой: «Поиски увенчались успехом!...». Речь шла про воинский мемориал на Елизаветиной горке. Благодаря местным жителям мы теперь знаем немного подробностей о том, что это за мемориал. История такова: «Во время войны в Белом доме - барском доме - был госпиталь, а там, на горке, хоронили погибших в нём. Долгое время это было неизвестным фактом. Захоронение нашли не так давно, несколько лет назад. Количество неизвестно. Имён, естественно, тоже нет. И тогда же там поставили этот памятник.»

По архивным документам с сайта «Память народа» удалось установить, что в д.Ущицы в августе 1944 года находился эвакуационный госпиталь №1951. Теперь, пожалуй, предстоит долгая работа с филиалом ЦАМО военно-медицинских документов, по установлению списка захороненных там бойцов.



Источники:

1. РГАДА Ф. 1354 Опись 392 «Планы дач Генерального и Специального межеваний»
2. ГАПО Ф.38 Опись 1 «Межевая контора Псковской губернии»
3. РГИА Ф. 1343 Опись 032 «Родословные книги и списки лиц, причисленных к дворянству»
4. Памятная книжка Псковской губернии на 1903 год
5. Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год
6. Список винокуренных заводов Российской империи. 1910г.
7. «Ущицы. люди, события, факты» Сборник. Владимир Слипак
8. Доклад историко-краеведческой конференции "Великие Луки: взгляд из прошлого" Кудрявцев М.В., Маркелов В.В., Пасюлина С.Н. Из истории уездных мельниц.
9. Населённые места Великолукской земли. Материалы для изучения истории и административно-территориальной принадлежности населенных пунктов Великолукского уезда и Великолукского района. Составитель С.Н.Пасюлина

Комментарии  

#1 Иванов Никита 19.03.2023 11:38
Здравствуйте! Прочитал вашу статью, деревня называется не Захаркино а Новарково (8 домов), а деревня Захаркино расположена в стороне(1дом).
#2 Владимир М. 19.03.2023 11:49
Цитирую Иванов Никита:
Здравствуйте! Прочитал вашу статью, деревня называется не Захаркино а Новарково (8 домов), а деревня Захаркино расположена в стороне(1дом).

Доброго! Спасибо за поправку.
#3 Иванов Никита 19.03.2023 11:52
Очень интересно, что это за "жители" деревни Полагино, которые не знают что следующая идет деревня Новарково, к слову жилая, информацию необходимо получать у местных жителей.
#4 Иванов Никита 19.03.2023 20:57
Это исконное расположение деревни Новарково, на карте она есть но севернее Кашутино, возможно не правильно нанесли на карту.
#5 Иванов Никита 19.03.2023 20:58
Деревня Новарково существовала и в 1905 году, но нанесена не правильно севернее Кашутино.
#6 Владимир М. 19.03.2023 21:16
Цитирую Иванов Никита:
Деревня Новарково существовала и в 1905 году, но нанесена не правильно севернее Кашутино.

Да, деревня с таким названием встречается в этом месте и даже на более ранних картах. На военной трёхверстовке 1888 и на почвенной карте Великолукского уезда 1914 года расположение совпадает с современным. А вот на карте 1838 года и на ПГМ, весьма вероятно, имеет место неправильное нанесение.