Восемьдесят лет назад наш город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Тогда он был практически полностью разрушен, и с тех пор многое в Великих Луках изменилось: появились новые здания, исчезли старые улицы и протянулись по бывшим кварталам новые, город разросся вширь, стал зеленее и выше. Однако осталось ли здесь что-то с тех далёких времён? Кроме восстановленных зданий и крепости, есть ли в нашем городе какие-либо свидетели той, военной поры? Да, есть. Молчаливые и незаметные, они до сих пор стоят рядом, порой даже прямо в наших дворах. Я говорю о военных укреплениях: противоосколочных колпаках и ДОТах – долговременных огневых точках (не следует путать их с дерево-земляными огневыми точками – ДЗОТами).

Сейчас в городе осталось несколько пулемётных противоосколочных колпаков, являющихся одним из самых распространённых фортификационных элементов Великой Отечественной войны. Представляют они из себя железобетонное кольцо, глухое с одной стороны, с амбразурой для стрельбы и отверстием для окопного перископа. Монтировались поверх заранее подготовленных пулемётных гнёзд, а изготавливались, в частности, на красногорском заводе «Стандартбетон». Это было простое и надёжное сооружение, дающее необходимую защиту в стрелковом бою, но едва выдерживающее даже одиночное попадание снаряда, поэтому называть колпаки ДОТами было бы не совсем корректно – всё-таки, это разные фортификационные элементы.

Здравствуй, дорогой читатель! История, которую мы хотим тебе рассказать, берёт своё начало в уже далёком 2009 году. В это время на просторах сети интернет появился замечательный ресурс, коротко именуемый Мувл. В скором времени он объединит множество людей в одну сплочённую замечательную команду, даже со своим флагом!



"Бункер фон Засса" - название этого места знакомо многим великолучанам. Загадочный бункер, в котором мало кто был, но про который все знают одно: здесь закончилось освобождение Великих Лук. Где он расположен, узнать достаточно просто (кстати, он и на карте у нас отмечен). А вот, что же можно увидеть внутри этого почти до потолка залитого водой объекта, нам расскажет и покажет Игорь Олегович Саюнов .
Листая метрические книги Торопецкого лютеранского прихода, к которому относились и Великие Луки, я наткнулась на запись о смерти и погребении на Успенском кладбище статского советника Ивана Романовича Брейкша. И не было бы в этом ничего особенного, если бы не должность этого человека: начальник Магнусгофского мореходного училища. Вот это меня и зацепило. Какими судьбами в августе 1915 года занесло в наш далеко не приморский городок такого человека?