Серия тепловозов 2ТЭ25КМ выпускаемая Брянским машиностроительным заводом, получила название «Пересвет». Она выпускается с 2014 года, и вот уже несколько лет эксплуатационной базой для них является сервисное локомотивное депо «Великолукское». На данный момент в депо эксплуатируется 70 локомотивов этой серии.

В ОАО «РЖД» есть традиция наименования локомотивов в честь защитников Отечества, выдающихся личностей и названий знаменательных событий, связанных с российскими железными дорогами, есть даже специальное положение, прописывающее порядок этих действий. Руководствуясь им, сотрудники Великолукского локомотивного депо в 2020 году приняли решение наименовать несколько тепловозов вышеупомянутой серии, присвоив им имена тех героев, которые по каким-либо причинам не были увековечены в Великих Луках иным образом, однако внесли значительный вклад в деятельность железных дорог и в Великую Победу советского народа над фашизмом.

Первая торжественная церемония присвоения имён «Пересветам» состоялась в мае 2021 года, вторая – в октябре 2022, всего на данный момент наименовано три локомотива, и есть основания полагать, что традиция прижилась, и в дальнейшем всё больше локомотивов будут получать имена наших прославленных земляков.

2ТЭ25КМ №0318 «Пётр Шлюйков»



Имя получил 7 мая 2021 года. Назван в честь Героя Советского Союза Петра Ивановича Шлюйкова – выпускника Ленинградского пехотного военного училища имени С.М.Кирова, вся довоенная трудовая деятельность которого была связана с Великолукским паровозным депо. Петр Иванович начинал здесь кочегаром, а затем работал помощником машиниста паровоза, из депо в июне 1941 года был призван в Красную Армию. Старший лейтенант, заместитель командира миномётной роты, в бою под Старой Руссой получил боевое задание занять стратегическую высоту и вместе со своим взводом выполнил задачу, обороняя высоту долгое время до подхода основных сил. В бою все товарищи Петра Шлюйкова погибли, командир, оставшись в одиночестве, продолжал удерживать высоту. В наградном листе, подписанном командующим Северо-Западным фронтом И.С. Коневым, значится: «В бою уничтожил сорок фашистов, получил семнадцать огнестрельных ран, но выстоял до конца». Герой выжил несмотря на тяжёлые увечья, о присвоении звания Героя Советского Союза он узнал, находясь в медсанбате.

Дизайн-макет надписи разработан ведущим инженером великолукского локомотивного депо Геннадием Всеволодовичем Балакиревым.



Почётное право открыть памятную надпись было предоставлено генеральному директору благотворительного фонда «Честь имею» Александру Александровичу Слесарчуку и машинисту локомотивного депо Великие Луки Сергею Котикову.




2ТЭ25КМ №0333 «Михаил Кушнер»



С присвоения тепловозу имени Героя Социалистического Труда Михаила Ивановича Кушнера зародилась идея наименования тепловозов 2ТЭ25КМ в Великолукском локомотивном депо. Михаил Иванович Кушнер всю войну водил поезда под бомбёжками, налётами и обстрелами, несколько раз был ранен, сменил из-за повреждений от вражеского огня пятнадцать паровозов. Во время одного из рейсов, доставляя в тыл санитарный поезд, получил при налёте тяжёлое ранение, но истекая кровью, довёл состав до конечного пункта – станции Осташков – где был сменён другой бригадой. Машинист выжил, был доставлен в медчанчасть, и в итоге излечен. За свою самоотверженность он получил высокое звание Героя Социалистического Труда. После войны Михаил Иванович вернулся на работу в депо.


Дизайн-макет надписи разработан ведущим инженером великолукского локомотивного депо Геннадием Всеволодовичем Балакиревым.



Почётное право открыть памятную надпись было предоставлено сыну Михаила Ивановича, бывшему машинисту Великолукского локомотивного депо Николаю Михайловичу Кушнеру и машинисту-инструктору локомотивных бригад Александру Калинину.




2ТЭ25КМ №0545 «Павел Сопрунов»



Здесь стоит отметить, что в Великолукском локомотивном депо уже существовал тепловоз ТЭП70 «Имени Сопрунова Павла Никифоровича», о нём можно почитать здесь.

История этого локомотива весьма интересна и достойна отдельной статьи, которая, надеюсь, будет выпущена в дальнейшем.



Тепловоз 2ТЭ25КМ №0545 получил своё наименование 7 октября 2022 года. Назван в честь первого начальника Великолукского локомотивного депо Павла Никифоровича Сопрунова. Павел Никифорович с февраля 1903 по август 1905 года находился в должности помощника начальника участка тяги на железнодорожном узле станции Новосокольники. В 1905 году, как опытный железнодорожник, он был назначен заведующим строящихся Великолукских железнодорожных мастерских. С его участием ремонтные мастерские при коренном депо строятся с размахом на большую перспективу – 2 каменных веерных здания по 20 паровозных стойл в каждом, с тремя поворотными кругами. Впоследствии Павел Никифорович был назначен начальником Великолукского участка тяги Николаевской железной дороги. Ему выпало нелегкое время в работе – организовывать движение поездов в условиях революционного брожения в умах и настроениях как руководителей, так и подчиненных, когда нередки были забастовки и саботаж, аресты и увольнения. П.Н. Сопрунов, работая на различных руководящих должностях в службе тяги Николаевской железной дороги, начальником вагонной службы Октябрьской железной дороги, с честью пронес звание инженера-железнодорожника через всю жизнь. Избирался членом правления дороги, владел немецким и французским языками. Из последних, имеющихся в распоряжении депо архивных документов, известно, что после выхода на пенсию в 1934 году Павел Никифорович занимался преподавательской работой в ЛИИЖТе. Война застала его в родном городе. Ужасы блокадного Ленинграда не обошли его стороной. Настоящий железнодорожник, мастер своего дела, Павел Никифорович Сопрунов скончался в марте 1942 года.


Дизайн-макет надписи разработан ведущим инженером великолукского локомотивного депо Геннадием Всеволодовичем Балакиревым.



Почётное право открыть памятную надпись было предоставлено старейшему работнику депо, бывшему главному механику, Юрию Алексеевичу Черепову и Почетному работнику Октябрьской железной дороги, бывшему начальнику Великолукского локомотивного депо Владимиру Сергеевичу Истомину.



Надеемся, что традиция будет продолжаться и впредь, и новые тепловозы будут получать имена наших самых достойных земляков-железнодорожников.