Восемьдесят лет назад наш город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Тогда он был практически полностью разрушен, и с тех пор многое в Великих Луках изменилось: появились новые здания, исчезли старые улицы и протянулись по бывшим кварталам новые, город разросся вширь, стал зеленее и выше. Однако осталось ли здесь что-то с тех далёких времён? Кроме восстановленных зданий и крепости, есть ли в нашем городе какие-либо свидетели той, военной поры? Да, есть. Молчаливые и незаметные, они до сих пор стоят рядом, порой даже прямо в наших дворах. Я говорю о военных укреплениях: противоосколочных колпаках и ДОТах – долговременных огневых точках (не следует путать их с дерево-земляными огневыми точками – ДЗОТами).
Сейчас в городе осталось несколько пулемётных противоосколочных колпаков, являющихся одним из самых распространённых фортификационных элементов Великой Отечественной войны. Представляют они из себя железобетонное кольцо, глухое с одной стороны, с амбразурой для стрельбы и отверстием для окопного перископа. Монтировались поверх заранее подготовленных пулемётных гнёзд, а изготавливались, в частности, на красногорском заводе «Стандартбетон». Это было простое и надёжное сооружение, дающее необходимую защиту в стрелковом бою, но едва выдерживающее даже одиночное попадание снаряда, поэтому называть колпаки ДОТами было бы не совсем корректно – всё-таки, это разные фортификационные элементы.
По воспоминаниям Виктора Николаевича Лугашёва, жившего на тот момент на Рябиках, в первой половине 1960-х годов множество колпаков из города КРАЗами свозилось по Сплавному проезду к месту бывшего лесопильного завода «Пролетарий», ещё до революции построенного известным всем великолучанам купцом Вульфом Ароновичем Вязьменским. Там они составлялись в реку, чтобы стать импровизированными ледоломами: впереди, за Богдановским мостом находились и находятся городской водозабор и плотина у водоканала, и большие льдины подпускать к ним не следовало, а потому отслужившие своё укрепления переводили на мирную работу. Нельзя сказать, что эта затея полностью удалась. Дело в том, что проблема плотины существовала давно: до революции плотина мельницы Янкевича, двухэтажный дом которого на нынешней территории водоканала до сих пор можно увидеть с Новослободской набережной, была сложена из камней размером с футбольный мяч. Каждый ледоход разравнивал её, и потому каждый год плотину приходилось чинить, причём вручную. Именно проблему её уничтожения в большей степени и пытались решать с помощью противоосколочных колпаков. Их ставили друг на друга как шашки при игре в Чапаева: один в верхнем ряду на два в нижнем. Нижний ряд был полностью под водой, верхний – над. Продержалась конструкция недолго, по воспоминаниям Виктора Николаевича, лет пять, за это время верхние колпаки были полностью сброшены льдинами с нижних, и с тех пор все они покоятся на дне, изредка удивляя ныряльщиков. Уже в конце 1960-х годов плотина была обновлена, камни залиты бетоном, но и этот вариант не оказался эффективным, и уже вскоре появилась третья, современная плотина из бетонных плит.
Виктор Николаевич также рассказал о трёх колпаках, стоявших на набережной Рябики: на возвышенности у железной дороги, немного не доезжая современного дома 1Б, на высоком берегу приблизительно напротив домов 17-19 и внизу, у самой реки. Третий колпак был повален и выкачен к воде, поэтому о том, где он стоял изначально, судить трудно.
Ещё один колпак, но немного иного вида, был за Богдановским мостом. Основание его было также в форме кольца из бетона, но открытого сверху, где по кромке проходил жёлоб, по которому двигалась металлическая бронированная башня, способная таким образом поворачиваться на все 360 градусов. Об этом бронеколпаке также рассказал В.Н. Лугашёв, так как сейчас место, где он стоял, является территорией водоканала и находится за высоким забором, поэтому неизвестно, есть ли он там до сих пор, и если да, то в каком он сейчас состоянии. Представление о том, как выглядит этот колпак можно получить, дойдя до другого железнодорожного моста – Косьяновского. Здесь находится бетонное основание с остатками жёлоба, однако металлическая башня уже давным-давно исчезла.
Кстати, сразу за этим же мостом находится обычный перевёрнутый пулемётный противоосколочный колпак рядом с колодцем.
Возвращаясь к району Богдановского моста, нельзя не вспомнить ещё один стоящий рядом с ним объект: бетонный ДОТ, похожий по виду и размерам на небольшую трансформаторную будку. Со стороны моста у него дверной проём и амбразура, снабжённая металлической задвижкой, со стороны Рябиков – две амбразуры с такими же задвижками. Это пост охраны, созданный ещё до войны, в те времена, когда мостов было два. На его стенах до сих пор остались следы от пуль или осколков. Если верить рассказам тех, кто видел начало боёв за Великие Луки, этот небольшой ДОТ был едва ли не первой точкой сопротивления подходящим к городу гитлеровцам, с которыми вступила в бой охрана Богдановского моста.
Но вернёмся к пулемётным колпакам, которые не были сброшены в реку и до сих пор стоят в городе и неподалёку от него. Точнее, первый из них уже в городе не стоит: по воспоминаниям жителей близлежащего района, рядом с плотиной, со стороны маслосырбазы долгое время находился противоосколочный колпак, подпиравший трубу, выходившую из берега в реку. В настоящее время колпака на этом месте нет, и по легенде, его могли увезти на какой-либо мемориал для реставрации. Ближайшим к городу крупным воинским мемориалом является Ступинская высота, отреставрированная в 2001 году, что вполне подходит по примерной датировке исчезновения колпака возле плотины. На Ступинской высоте колпак есть, он стоит практически прямо за танком, однако по воспоминаниям Владимира Викторовича Орлова, в 1980-х годах на высоте, со стороны речки Рубежанки, было немало колпаков, оставшихся с войны. С тех пор они давно ушли в землю, однако есть немалая вероятность, что колпак, стоящий на современном мемориале был на высоте изначально, а тот, что находился у плотины, был увезён в неизвестном направлении либо вообще разрушен.
На крепости можно найти сразу три колпака. Один из них известен всем: он вписан в лестницу, ведущую на Инженерный бастион, к танку. Впрочем, был ли он здесь ранее - вопрос открытый. По одним сведениям - да, его откопали очистили и интергировали в благоустройство мемориала, по другим - здесь его ранее не было, и взят он был то ли с другого места в крепости, то ли откуда-то ещё.
Второй колпак на Алексеевом бастионе, строго говоря, представляет собой лишь остатки: половина конструкции с выдранными наружу металлическими прутьями лежит на боку, давая при этом неплохую возможность ознакомиться с устройством стенок (усиленных теми самыми прутьями) и взглянуть на противоосколочный колпак «в разрезе».
Третий – оставшийся со времён штурма крепости в январе 1943 года, едва виден из земли у Тулубьева бастиона, совсем рядом с народной тропой, ведущей на крепость от подвесного моста. Колпак практически полностью засыпан землёй, однако отчётливо видимый верх амбразуры позволяет безошибочно узнать его.
Наконец, самый близкий к центру города и неожиданным образом приспособленный противоосколочный колпак стоит во дворе дома №4/2 по улице Карла Либкнехта, аккурат за домом уже упомянутого здесь купца Вязьменского, в котором в наши дни находится центральная аптека. Местные жители заботятся об уюте своего двора, рядом с колпаком находятся цветочные клумбы и несколько замечательных образчиков народного творчества. Амбразура колпака заложена кирпичами, сам он, как и камень, лежащий рядом с ним, побелен, и на боках некогда грозного фортификационного сооружения нарисованы трава и бабочки. С одной стороны, это довольно неожиданное в своей контрастности решение, но с другой – в таком виде он отлично вписывается в дворовый ландшафт. Кроме того нельзя не отметить, что этот колпак прекрасно сохранился снаружи, и на нём можно в подробностях рассмотреть, к примеру, выход для окопного перископа.
Вероятно, это не все пулемётные противоосколочные колпаки и ДОТы, что можно обнаружить в городе. Скорее всего, в Великих Луках сохранились и другие, и они могут быть где угодно: во дворах, на улицах, на пустырях, незаметные, занесённые землёй, давно приспособленные подо что-нибудь. Также я не упоминал в тексте крупные сооружения вроде запасного командного пункта управления Калининской железной дороги на станции. Впрочем, это уже тема отдельной статьи, уже присутствующей в блоге на Лукиграде, в этой же я лишь хотел обратить внимание великолучан на то, что объекты, бывшие свидетелями важных событий, происходивших в нашем городе, не всегда бросаются в глаза, и иногда остаются вовсе забытыми.