Когда появилась первая открытка с Великими Луками? Пока известен только промежуток: между 1894 и 1908 годами. Конечная дата взята с почтового штемпеля, а вот начальная имеет историческое подтверждение. Дело в том, что частным производителям разрешили выпускать открытки в 1894 году. До этого, с момента рождения российской открытки, монополией на их выпуск обладало Почтовое Ведомство. И тут понеслось!

Понятное дело, «новинка» была интересна покупателям и выгодна магазинам – привлекательные виды города на одной стороне открытки можно было деликатно дополнить ненавязчивой рекламой своего магазина на другой. Например, такой надписью: «Изданiе книжнаго магазина П.Т. Державина. Великiе Луки».





Петр Терентьевич Державин. Кто таков? Согласно «Памятной книжке Псковской губернии на 1913-1914 годы» - владелец типографии и писчебумажного магазина. А больше о нём ничего и неизвестно. Среди открыток с видами Великих Лук, встречающихся в коллекциях, его издательство – не редкость. Магазин и типография Державина находились в торговых рядах на Торговой площади (нынешней пл. Ленина).



На одной из фотооткрыток П.Т. Державина, изданной не позднее 1911 года (если, опять же, верить дате на почтовом штемпеле), как раз этот торговый ряд и запечатлён. Внимательно вглядитесь и над объявлением «Получены учебники» прочтёте «П. Державин». Сомневаться не приходится: заказчик открытки пожелал увековечить на почтовой карточке свой магазин. А почему бы и нет? Ведь «Главный Гостинный рядъ» Великих Лук начала 20 столетия выглядел очень даже презентабельно.

Кто именно делал снимки для открыток Державина – тоже неизвестно. Был ли это сам владелец магазина, кто-то из его служащих, местный фотограф либо специально приглашённый фотограф-гастролёр? Фотографы в то время в Великих Луках точно имелись и, полагаю, в изрядном количестве. Не зря же Д.Г. Карчевский, сам увлекающийся фотографией, уже в 1906 году держал магазин фотографических принадлежностей.



Кстати, интересная деталь: открытки печатались либо в Москве, либо, как цветные открытки Державина, и вовсе в Швеции в стокгольмской типографии Гранберга. «Акционерное Общество Гранберг в Стокгольме» - таково полное наименование издательства - за годы своего существования напечатало, наверное, миллионы открыток с видами российских городов. Говорят, что это издательство не бралось за мелкие заказы и печатало открытки тысячными тиражами.



Стоит заметить, что подавляющая часть видов дореволюционных Великих Лук дошла до нас как раз благодаря модной «видовой» открытке. Открытки раскрывают нам секреты нашего старинного города. Они же, точнее надписи на них, загадывают новые загадки.

Вот, например, открытка с видом на Троицкую улицу и её оборот (да простит меня теперешний владелец этой открытки за то, что его не указываю, поскольку утащила скан с какого-то аукциона, а откуда именно не записала).


Читаем оборот. Некий любящий Вася (Ваня) с поцелуями шлёт в Петербург сердечный привет из Великих Лук. «Из крайнего лицевого окна мезонина, где гост. «Клуб». Что ещё за «Клуб», если мы точно знаем, что там была гостиница «Лира»? Хоть как верти неразборчивый почерк, а «Лира» на открытке не выходит… Предстоит ещё поломать голову, да поискать данные в архивах.

И справедливости ради перечислю троих издателей «великолукской открытки» начала 20 века: Петр Терентьевич Державин, с которым мы сегодня познакомились, псковский фотограф Михаил Иванович Герасимов и контрагентство Алексея Сергеевича Суворина и К. О двух последних поговорим в другой раз?

Мне бы машину времени… Нет? Будем искать! Velikolu4anka.