О памятнике на могиле Авива Васильевича Несторовского на Успенском кладбище Великих Лук (иначе именуемом Коломенским) знают все. И вряд ли кто-то станет спорить, что уже благодаря одному этому факту Успенское кладбище можно причислить к мемориалам Отечественной войны 1812 года.





Но есть у старого погоста ещё, как минимум, три аргумента в пользу подобного признания.

Начнём, с самого, на мой взгляд, «показательного».

Иначе как доказательством доброты и широты русской души не назвать слова Ивана Михайловича Пульхерова, описывающего братскую могилу французов на Успенском кладбище: «В 1814 году [кладбище] служило могилою несчастных французов, погибших в отечестве нашем от властолюбия Наполеона I». Датировка цитаты – 1879 год.



Пульхеров указывает, что под «кривой» сосной покоится «много тысяч» французов. Где именно была могила, сказать сложно. Тот же И.М. Пульхеров пишет, что в 1812 году «кладбище руками о. Иродиона насажено было аллеями – сосновою и берёзовою». А Олимпиада Петровна Шишкина, автор «Заметок и воспоминаний русской путешественницы», вышедших в 1848 году, писала: «Тут хоронят в роще между кедрами, липами и клёнами». В наши дни на погосте, по большей части, растут липы и клёны. Где искать следы той самой «повихнувшейся» сосны неизвестно. Пульхеров указывает лишь примерное направление поиска: «ещё левее от алтаря».

Следующим «аргументом» в пользу военного характера истории этого гражданского кладбища может служить факт захоронения на Успенском кладбище капитана Петра Николаевича Непенина. Умер он приблизительно в 1866 году. Наличие надгробия с его именем (с надписью «герой Бородинского сражения», но без дат) на Успенском кладбище Великих Лук зафиксировано в «Русском провинциальном некрополе».



К сожалению, биография нашего земляка П.Н. Непенина (родился 29 июня 1792 года в сельце Скрыплянка Великолукского уезда) изучена очень плохо. Но факт участия в Отечественной войне 1812 года – неоспорим.

Изучая документы, невольно ловлю себя на мысли, что не везло генералам с Великими Луками. А что прикажете думать? В декабре 1829 года умер А.В. Несторовский, неизвестно какими путями оказавшийся в наших краях. Краеведы до сих пор головы ломают. Спустя чуть меньше года в нашем городе скончался ещё один генерал-майор, и тоже участник войны 1812-го.

Как зафиксировано в Метрической книге Успенской церкви, 30 сентября 1830 года от чахотки «Проезжавший из Санкт-Петербурга Генерал-Майор Гренадерской дивизии 3-й Карабинерной бригады Иоаким Петров умре в городе Великих Луках».



Немножко поисков и сопоставлений и выяснилось, что умерший генерал фамилию носил Самбурский. По документам того времени проходил как Аким Петрович. Могила его описывается и у Пульхерова, и в «Русском провинциальном некрополе». Только была она скромной, «без имени и дат».



В 1812 А.П. Самбурский в чине капитана лейб-гвардии Литовского полка командовал 5-ой фузилерной ротой. Участник Бородинского сражения. Был ранен в ногу. Награждён орденом Святой Анны 2 степени. В 1815-1817 годах в чине полковника упоминается среди командиров 29-го Черниговского пехотного полка. Звание генерал-майора получил 6 октября 1817 года. В 1824 году был награждён орденом Святого Георгия IV степени. Вот и всё, что пока удалось узнать о третьем участнике войны с французами, упокоившемся на Коломенском кладбище.

Цель поездки через наш город из Петербурга, как и сама биография Самбурского, – очередная загадка для краеведов. Располагалась могила Самбурского рядом со склепом Несторовского и могилой Непенина. Все трое были похоронены «по правую сторону алтаря» Успенской церкви.

Эх, какие ещё секреты хранит наше, казалось бы, всем знакомое Успенское кладбище? Когда-нибудь разведаем!

Дополнение от 09.07.2018
Одна из "разгадок" Успенского кладбища не заставила долго себя ждать. Благодаря наводке В.В. Орлова мы, вооружившись книгой С.Г. Петрова "Дорогами столетий", отправились на погост зафиксировать ещё одно надгробие, связанное с именем участника войны 1812 года.



В указанной книге есть статья "Дорогой гость", посвящённая двум Власовым. Младший - Георгий Петрович Власов - генерал, кавалер всех орденов Российской империи, близкий друг М.И. Семевского. О нём мы обязательно ещё напишем на страницах "Лукиграда". Отец же его, капитан Петр Филиппович Власов, похороненный в Великих Луках, биографию имел куда более скромную. Но тоже заслуживает отдельной странички на краеведческом ресурсе. Родился в 1786 году, 17-ти лет поступил на военную службу. Начал с рядового. В 1806 году молодой унтер-офицер в составе 24-го Егерского полка сражался против Наполеона в Пруссии. В 1811 году был произведён в подпоручики. 1812 год встретил в Прибалтике. Судьба и здоровье распорядились так, что в 1818 году П.Ф. Власов оказался в Великих Луках на должности начальника Великолукской инвалидной команды.

Жил в собственном доме возле Покровской церкви, был дважды женат, воспитывал детей. Чин капитана получил в 1836 году.

Скончался 24 ноября 1844 года. Памятник его, хоть и значительно пострадавший, сохранился, и даже надпись на нём вполне читаема.



В поисках новых загадок. Всегда с вами, ваша Velikolu4anka.