"Бункер фон Засса" - название этого места знакомо многим великолучанам. Загадочный бункер, в котором мало кто был, но про который все знают одно: здесь закончилось освобождение Великих Лук. Где он расположен, узнать достаточно просто (кстати, он и на карте у нас отмечен). А вот, что же можно увидеть внутри этого почти до потолка залитого водой объекта, нам расскажет и покажет Игорь Олегович Саюнов .

Запасной командный пункт Калининской железной дороги, бомбоубежище, и, наконец, бункер фон Засса – всё это названия одного и того же подземного сооружения, находящегося неподалёку от железнодорожного вокзала Великих Лук. Место это весьма важное, ведь именно здесь для нашего города окончился период оккупации, и его жизнь с этого момента вновь начала переходить на мирные рельсы.

Запасной командный пункт управления Калининской железной дороги был построен в ходе реконструкции великолукского железнодорожного узла, при подготовке СССР к войне, по разным источникам – в конце 1930-х или 1940-м году. Согласно воспоминаниям П.Ф. Борискина, работавшего перед войной на данном объекте, на двух входах в сооружение стояли стальные двери, коридор внутри был отделан под дерево и покрыт ковровыми дорожками. Он вёл к кабинетам, где находились посты управления службами железнодорожного узла и небольшой медпункт. В бункере было освещение, вентиляция, связь, водопровод и канализация. В начальный период войны во время бомбёжек здесь действительно укрывались сотрудники управления дороги, здание которого занимает сейчас филиал ПГУПС им. Александра I, затем жили те, кто занимался эвакуацией материальных ценностей.

Однако вскоре Великие Луки подверглись немецкой оккупации. На завершающем этапе Великолукской операции, перед освобождением города, в бункере расположился штаб немецкого коменданта Великих Лук барона Эдуарда фон Засса, находившийся до этого в Доме Красной Армии. Полутораметровые стены и потолок, а также система дзотов на подступах к бункеру должны были обеспечивать практически полную безопасность. В книге Ф.И. Паульмана «В боях за Великие Луки» упоминается, что перекрытие «состояло из семи рядов рельсов, залитых бетоном, и до трёх метров земли», на север были направлены две амбразуры, а на запад и восток – два выхода. Для того, чтобы взять фон Засса и его гарнизон живыми советскими войсками была проведена специальная операция по принуждению гитлеровцев к сдаче в плен. Вначале бункер был окружён и отрезан от снабжения, а когда комендант в очередной раз отказался капитулировать, сооружение было решено подорвать. Взрывы 200 и 750 килограммов взрывчатки не возымели должного эффекта, и лишь под угрозой применения двухтонного заряда фон Засс согласился сдаться. Внутрь бункера для принятия капитуляции направился майор Эдуард Лемминг. В книге Ф.И. Паульмана дано описание того, каким он увидел гитлеровский штаб:

«Пробираясь через полуразрушенные лабиринты извилистых ходов тамбура и минуя двойные стальные двери, майор Лемминг оказался на пороге большого, почти тёмного железобетонного помещения. Его, как в жаркий день из помойной ямы, обдало зловонием. Воздух был настолько отравлен, что, как говорят, «хоть топор вешай». Пахло человеческими испражнениями и гнилью. По обе стороны убежища располагались трёхъярусные нары. На них лежали раненые, которые не согласились эвакуироваться. Здесь же лежали трупы умерших. В конце помещения на маленьком столике горела единственная свеча. За столом сидел подполковник барон фон Засс.

Капитан-парламентёр направился прямо к столику. Он вручил фон Зассу подписанный Советским командованием документ».

После того, как бункер был взят, в него спускались писатели, военные корреспонденты А.А. Фадеев и Б.Н. Полевой. В своих воспоминаниях последний описал убежище следующим образом:

«На минуту спускаемся посмотреть, так сказать, логово зверя. Это основательно построенный нами на случай войны бетонный каземат, бомбоубежище с газовой защитой. Просторное, хорошо вентилируемое. Его не оскальпировал бы и взрыв, хотя сапёры, как мы видели, тола не жалели. Телефонная и радиосвязь. Всё на ходу. Даже движок тарахтит. Крутятся вентиляторы. Горит электричество. Но бумаги, по-видимому, сумели уничтожить. Весь пол шелушится пеплом. В углу пианино, хорошо настроенное пианино, на котором наш офицер уже наигрывает какую-то эстонскую песенку. А у пианино ёлка. Настоящая ёлка, украшенная настоящими блестяшками, канителью, флажками.

Почему ёлка? Откуда пианино в этом волчьем логове? Кто тут плясал у ёлки и кто играл? И играли не какого-то там немецкого чижика-пыжика, а, судя по стопке нот, Баха… Бетховена… Вагнера. Много вещей Вагнера… В углу на вешалке из рогов оленя три охотничьих ружья и зелёный охотничий костюм. Шляпа с тетеревиным пёрышком. Кто же из них охотился? Когда? И где?

— Глядите, хлопцы, да тут старый знакомый! – вскрикивает Фадеев и показывает на самовар, пузатый русский самовар с надраенной грудью, разукрашенной медалями.

Откуда он взялся? Зачем его сюда притащили? Дотошный Петрович снимает крышку.

— А ведь недавно ставили… Еще тёплый, потрогайте. Вот комики! Расскажешь кому в Москве — не поверят…».

Согласно воспоминаниям П.Ф. Борискина, после войны, вероятно, вследствие повреждений от взрывов бункер был затоплен и заброшен. В этом состоянии он пребывает на данный момент.

Идея музеефицировать этот объект появилась ещё в советское время, когда представители Эстонии предлагали открыть в нём музей 8-го Эстонского стрелкового корпуса. В наши дни внимание к этому месту не угасает, с разной интенсивностью предпринимаются попытки изучить и приспособить его под музейные нужды. Волею судеб мне удалось немного поучаствовать в подготовке последней на данный момент откачки воды из затопленных помещений и побывать в них, сделав при этом несколько фотографий.

Итак:

 6 сентября 2019 года, 15:00. Возле бункера людно. Здесь и экипаж пожарного поезда, производивший откачку, и специалисты великолукского энергоучастка, обеспечивающие освещение объекта, и представители городской Администрации. Краеведческую общественность представляли Геннадий Всеволодович Балакирев и, собственно, я.

Заходим внутрь с западного входа по весьма неплохо сохранившейся лестнице. Под бетоном перекрытия лестничного пролёта видны рельсы, на стене остались опоры для кабелей.

 Спустившись, попадаем в тамбур. Впереди слева – ещё один, северный вход.

 На стенах множество неглубоких сколов. Сначала я подумал, что это следы пуль, но учитывая мягкость штукатурки – скорее всего, это попадания каких-то мелких осколков.

Потолок тамбура – сплошной заржавевший рельсовый накат. Несмотря на постоянную сырость он по-прежнему прочен. А ниже – переносной прожектор, которым освещали большую часть бункера при исследовании и фотографировании.

 Потолок вблизи.

В левом углу коридора на фото с прожектором виден небольшой вентиляционный канал. Вблизи он выглядит вот так:

 А внутри – так:

 Он расположен рядом с дверью, к которой мы ещё вернёмся, когда обойдём тамбур вокруг (коридор, по которому мы движемся, обходит по периметру здоровенный бетонный столб в центре). Чтобы было понятнее, вот примерный план помещения:

Ещё левее нас ждёт люк, из которого, судя по всему, и поступает затапливающая помещения вода. Обратите внимание на сохранившиеся трубы справа. Далее мы увидим, что внутри бункера сохранилось много остатков коммуникаций.

Люк глубокий и неизведанный, поэтому падать в него страшновато. Аккуратно обходим его и видим за углом коридор, ведущий к северному входу, с двумя нишами по бокам. В левой, частично засыпанной мусором и битым кирпичом, – остатки некоего механизма (прошу прощения за качество кадра, этот и следующий – скрины из видео, так как фотографии этого места не получились, а обнаружил этот факт я только дома).

Напротив – ниша поменьше, но с арочным сводом. Обратите внимание на сколы штукатурки на своде – такие же, как и на стенах.

А впереди – северный вход. Он практически ничем не отличается от западного, через который мы вошли. Здесь хорошо видна глубина бункера – по замерам она составляет около двух метров.

Как я уже говорил выше, сохранилось в бункере гораздо больше, чем мы ожидали увидеть. Вот, например, неплохая опора трубопровода:

Однако лучше всего выглядит тяжёлая воздухоплотная дверь (здесь снята уже из следующего помещения – так удобнее рассматривать её во всей красе). Мало того, что на ней остались все ручки и запорные элементы…

…так ещё и резиновый уплотнитель уцелел! Побелел, конечно, от времени, потрескался. Но всё же!

Смело шагаем внутрь и оказываемся в первом помещении. Оно маленькое, квадратное и пустое, а интересных объектов тут немного. Первый и самый главный – выход того самого воздуховода, в который мы уже заглядывали, с вот такой симпатичной дверцей, напоминающей печную:

Второй – сохранившаяся труба на западной стене.

В следующей комнате интересного побольше. Это и продолжение трубопровода из первой комнаты на западной стене

И провода у южной

На ней же – неплохо сохранившиеся остатки неких креплений, возможно – креплений деревянной отделки, о которой говорил в своих воспоминаниях П.Ф. Борискин.

На северной стене такие тоже есть – присмотритесь к правому краю фото. Слева внизу виден переход между первой и второй комнатами, над ним – вентиляционный или кабельный канал.

До этого через все двери мы шли на север. Выход же из этого помещения расположен под прямым углом ко входу – на восточной стене. Дверной проём немного необычен тем, что верхняя его часть скошена, понижаясь внутрь, в сторону следующей комнаты и главного зала.

Проходим через неё и оказываемся в третьем помещении – комнате с квадратным люком. Расположен этот люк в полу, прямо за дверным проёмом, его двойная металлическая крышка немного промята и, честно говоря, наступить на неё всем весом я не решился, предпочтя обойти по кромке. Уж очень тонкой и ненадёжной она выглядит.

Что под ней – сказать трудно. То есть, сейчас, естественно, вода, а вот с точки зрения планировки и расположения внутри каких-либо механизмов или коммуникаций – неизвестно. Возможно, здесь стоял насос, откачивающий воду из всего объекта, так как комната вокруг очень похожа на техническую или санитарную. В углу, справа от входа – затейливой формы канал для вентиляции или кабелей, под ним на стенах – металлические направляющие.

А совсем внизу из пола торчит колено раковины.

На южной стене находятся четыре мощных крепления, предназначенных для чего-то очень тяжёлого, возможно, водяного или топливного бака.

Точнее, технически, креплений три. От четвёртого остался лишь уходящий в стену винт. Вблизи они выглядят весьма внушительно.

Обратите внимание на обгоревшие рейки над ними (хорошо видны на позапрошлом фото). Рейки такие же, как и в предыдущем помещении – возможно, крепления для отделки стен. Интересно, отчего они обуглились? Про пожар в бункере ни в одном из источников написано не было.

По восточной стене, к двери в главный зал тянутся те же направляющие, что мы видели ранее под каналом в стене.

А вот и сам вход в основное помещение. Оттуда тянет холодом и ещё сильнее пахнет сыростью, а звуки, раздающиеся в комнате с квадратным люком, улетая туда, отдаются гулким эхом. Заглянем внутрь?

Выглядит зал довольно впечатляюще. После тесного тамбура и трёх комнат он кажется прямо-таки огромным пространством, а свет фонаря теряется в густой сырой тьме. Длина этого помещения чуть больше 14 метров. Именно здесь была подписана капитуляция немецкого гарнизона Великих Лук.

В восточной стене есть неглубокая ниша и остатки каких-то коммуникаций, но к ним вернёмся чуть позже.

Сначала обернёмся назад. Слева можно заметить трубы – это всё те же, продолжение трубопровода из прошлых комнат. На стенах прекрасно виден уровень воды, затапливающей помещение.

На потолке множество сталактитов.

Вернёмся к нише. Я пытался сфотографировать её по-разному, но из-за влажности в помещении висит постоянный туман, поэтому фотоаппарат никак не хочет фокусироваться правильно. Поэтому вот два кадра, со вспышкой и без неё, исключительно в свете фонаря. Видна уходящая под нишу труба и некое отверстие в ней самой.

Внутри отверстия – небольшой канал, направленный вниз и заполненный водой.

Геннадий Всеволодович показывает потёки на южной стене и высоту точки, с которой они идут. Тогда мы ещё не были уверены, что бункер затапливается через люк в первом тамбуре и рассматривали разные версии, в том числе и вариант трещины в стене.

Напротив, в северной стене, у выхода, обнаружился вентиляционный канал. В отличие от западного тамбура, здесь он идёт не вверху, а внизу.

Внутри ничего интересного кроме темноты восточного тамбура.

Вверху же, над ним, сохранились остатки электрики.

А рядом – распахнутая дверь в тамбур, точно такая же, как и на входе. Вот несколько её фотографий в деталях. Обратите внимание на мощные клёпки и изящество конструкции. И да, на ней тоже сохранился уплотнитель.

А за дверью – восточный вход. Точнее, для нас – выход. О нём, кстати, есть упоминание в книге «В боях за Великие Луки» Ф. Паульмана:

«<15 января> На бункер и прилегающие к нему огневые точки обрушился шквал огня. По тамбуру левого входа прямой наводкой били орудия старшего сержанта Поля и сержанта Нийнепуу. Несколькими десятками снарядов артиллеристы разрушили тамбур, и вход в него стал невозможным».

Сейчас тамбур находится в неплохом состоянии – видимо, после войны он был отремонтирован. Вот вид из него обратно в сторону главного зала, на дверь и вентиляционный канал.

Выход канала с этой стороны выглядит не так аккуратно. Создаётся ощущение, что когда-то у него был некий оголовок, утерянный впоследствии.

Напротив двери, чуть выше человеческого роста, – ещё два канала, уходящие в неизвестность (скорее всего, вверх).

Вообще, восточный тамбур неудобен для фотографирования. Он маленький, почти полностью затопленный (неглубоко, но споткнуться проще простого) и тесный. Чтобы вы понимали, как он выглядит, я постарался набросать примерный план:

Ну вот и всё. А нам пора на выход.

Этот бункер – интереснейший объект со своей атмосферой и хороший образчик фортификации начала XX века. Более того, он связан с крайне важным моментом в истории Великих Лук, и должен символизировать освобождение от оккупации и победу советских воинов в Великолукской битве. Я очень надеюсь, что на этот раз инициатива по восстановлению бункера и созданию здесь музея освобождения города будет наконец осуществлена, потому что, на мой взгляд, это как раз тот объект, который может быть интересен как туристам, так и великолучанам.

 

В исторической справке и далее использованы следующие источники:

  1. Бункер фон Засса. Из воспоминаний ветерана П.Ф. Борискина // Великолукские Были. История края в очерках и документах. Выпуск 2. Псков, 2004. С. 257-258.
  2. Паульман Ф.И. В боях за Великие Луки. Таллин: «Ээсти Раамат», 1973. С. 228
  3. Полевой Б.Н. Эти четыре года. Из записок военного корреспондента. Т. I. М.: «Молодая Гвардия», 1974. С. 78.
  4. Сычёв А.А. Из истории одной станции. Великие Луки, 2009. С. 185.

 

Комментарии  

#1 Вячеслав 07.12.2019 09:25
Спасибо Вам за ту информацию и фото материалы,что Вы предоставили!