Давайте помечтаем о великолукском трамвае? Вернее даже не помечтаем, а сначала разузнаем об истории вопроса и потом попробуем представить, как оно было бы если бы. Итак, трамвай в Великих Луках.

В середине прошлого столетия…

Немного отступлю от темы и по секрету разболтаю: на днях, просматривая телепередачу, озадачилась сообщением о том, что некое открытие было совершено в середине 19 века, а не 20-го, как думала раньше. А потом сообразила, в нашем 21 веке, прошлое столетие – это как раз 20 век. Увы, мы, «дети» рубежа веков и тысячелетий, иногда путаемся в этом вопросе.

Но вернёмся к трамваям. В 1944 году, то есть в самой что ни на есть середине прошлого столетия, для областного центра Великолукской области создавался просто невероятно грандиозный генеральный план. Он дорабатывался, перерабатывался, частично успел воплотиться в жизнь, частично так и остался на бумаге.

Неотъемлемой частью плана было решение транспортного вопроса. А «решающим фактором», как говорилось в «Пояснительной записке к генплану»:

является вопрос обеспечения ежедневной доставки трудящихся из жилых районов к местам работы.
Размещение промышленности, структура плана и общая численность населения города [планировалось, что в перспективе население Великих Лук составит 80 000 человек] позволяют наметить для г. Великие Луки на перспективу его развития трамвай в качестве основного вида массового городского пассажирского транспорта.
В этом же документе приводились расчёты объёма перевозок, согласно которым каждый житель города должен был совершить 200 поездок в год, протяжённостью в среднем 2 км каждая. В итоге за год будущему великолукскому трамвайному парку (вот данных о том, где хотели разместить трамвайное депо, в документе я не нашла) предстояло преодолевать 28,8 миллионов пассажирокилометров. На долю автобусных и автомобильных перевозок оставлялось только 10% всего пассажиропотока.

Трамвайных путей планировали проложить по улицам города чуть более 8 км. Если бы всё «пошло по плану», то трамвай в Великих Луках точно можно было бы увидеть на проспекте Гагарина, Октябрьском проспекте, улице Ботвина.

В конечном итоге, как все мы знаем, трамвай для Великих Лук так и остался неосуществлённым планом.

25 сентября 1945 года в газете «Великолукская правда» появилась заметка А. Александрова под заголовком «Городу нужен автобус». Город «заявку» принял к сведению, и 17 февраля 1946 года в той же газете Великолукская автотранспортная контора объявила:

для работы на автобусах требуются шоферы I и II класса, кондукторы, диспетчеры, рабочие и служащие.
А 15 апреля того же года до сведения «всех граждан» доводилось, что в Великолукской области открыто автобусное сообщение по следующим маршрутам: Опочка – Пустошка, Невель – Усть-Далыссы, Великие Луки – Сеньково.
В городе Великие Луки два маршрута: Вокзал – больница, фабрика-кухня – Сеньковский переезд.





Но автобус – это уже соооовсем другая история. Никак не связанная с окутанным тайной полусекретности послевоенных планов восстановления Великих Лук, так и оставшимся навсегда лишь задумкой, великолукским трамваем.