Появление любого более-менее значимого объекта – дело не минутное. Иногда подобное «мероприятие» может затянуться на несколько лет. Так произошло и с великолукским аэродромом, который в нынешнем январе отмечает свой 90-летний юбилей.

Если обратиться к самым-самым истокам, то окажется, что аэродром наш на пару лет старше и началась его история примерно на километр юго-западнее теперешнего местоположения. Не обошлось в истории постройки будущего международного аэропорта без иностранных капиталовложений. Впрочем, давайте по порядку?


8 сентября 1921 года В.И. Ленин собственноручно подписал постановление Совета Народных Комиссаров об организации воздушного сообщения Москва — Германия, первые два пункта которого гласили:
1. Признать неотложным организацию воздушного сообщения между Москвой и Германией.
2. Поручить Народному Комиссариату Внешней Торговли по согласованию с Народным Комиссариатом Иностранных Дел, Народному Комиссариату Почт и Телеграфов и Главвоздухфлотом войти в переговоры с германскими фирмами по вопросу об организации смешанного русско-германского общества для организации воздушного сообщения Москва — Германия.
В результате активных подготовительных действий 24 ноября 1921 года в Берлине была утверждена Deutsch-Russische Luftverkehrs-Gesellschaft (Немецко-российская авиакомпания) или сокращенно «Deruluft» («Дерулуфт»).

1 мая 1922 года (судя по всему, дату подгадали специально) началось авиасообщение по первой в РСФСР международной воздушной линии «Москва — Кёнигсберг», которую позднее продлили до Берлина.



Спустя пять лет, в 1927 году, Лестер Гарднер, основатель журнала Aviation Week & Space Technologies, писал:
Нет ни одной авиакомпании, которая дала бы более полное представление о советском воздушном транспорте, чем "Дерулуфт" — совместное предприятие правительства Советской России и немецкой авиакомпании Deutsche Luft Hansa.
Каким выглядел полёт этой авиакомпанией глазами советского пассажира можно узнать из книги 1925 года Н.И. Боброва «По Германии на самолёте».



Но спустимся с небес и вернёмся к нашему аэродрому. В 1926 году было принято решение о постройке аэродрома в Великих Луках. С одной стороны это было обусловлено общей тенденцией развития авиации в стране, необходимостью связать воздушными линиями населённые пункты, имеющие стратегическое значение, а с другой стороны аэродром в Великих Луках сокращал путь от Москвы до Берлина на целых 70 километров (до этого маршрут проходил через Смоленск).

Оплачивалось строительство нового аэродрома, включая служебные здания и аэровокзал, из средств «Дурулуфта», а проведение дороги до д. Максимово финансировал Ленинградский военный округ, уже тогда расценивая данный аэродром как место базирования воинской авиационной части.

Строился первый аэродром, как я уже говорила, юго-западнее ныне существующего. Под его строительство было выделено 25 десятин сенокосных угодий из земельных владений Баландинской сельхозкоммуны.



Работы велись два года, и лишь в январе 1928 года аэродром был принят комиссией. Именно с этого дня и отсчитывает свой возраст великолукский аэропорт. Но оказалось, что эксплуатировать данный аэродром невозможно: требуются дополнительные работы по осушению.
Если взглянуть на карту, то видно, что аэродром выстроили буквально на болоте. И вполне возможно, что именно в те годы речка Крупица обзавелась таким геометрически «чётким» руслом.



В конечном итоге устроители приняли решение о переносе аэродрома. К 1934 году взлётно-посадочная полоса, а также все здания аэропортового комплекса расположились в том месте, который мы и поныне называем «аэропорт».



И целых три года компания «Дерулуфт» благополучно сажала свои самолёты на новенькую взлётно-посадочную полосу вблизи Великих Лук. Общая протяжённость линии «Москва — Кёнигсберг» составляла 1134 километра. В 1936 году (это был последний год существования компании) 449 километров от Москвы до Великих Лук можно было пролететь за 35 рублей и примерно 2,5 часа.

Благодаря замечательным коллекционерам из Швеции Björn Larsson и David Zekria и их сайту timetableimages.com мы можем взглянуть на расписания этой авиакомпании.


Из-за обострившейся политической обстановки в марте 1937 года рейсы «Дерулуфта» прекратились, а 19 июля того же года компания и вовсе была ликвидирована.

С 1 июля 1937 года через Великие Луки прошел шведский воздушный мост «Москва — Великие Луки — Рига — Стокгольм» и финский по трассе «Москва — Великие Луки — Рига — Хельсинки».



Соглашение об открытии авиалинии «Москва-Стокгольм» было подписано с советской стороны «Аэрофлотом», с шведской – авиакомпанией «Аэротранспорт». Шведы называли этот маршрут «Кремлёвский Воздушный Экспресс». Пассажиров перевозили шведские самолёты «Юнкерс Ю-52» и советские «Дуглас ДС-3» и «ПС-35».

Увы, довоенному аэропорту нашего города оставалось жить совсем немного. Наступил 1941 год…

Как-то октябрьским воскресным днём прогулялись мы по "бетонке" между Великими Луками и Максимово. Гуляли просто так, без цели. Видали на обочине кучи мусора и бетонные "кубики". То ли от старого аэродрома остались, то ли ещё от каких-то построек, если честно, не знаю. Пусть это пока останется тайной.



И тут я было собралась почти уже традиционно закончить рассказ словами «это уже другая история», но вспомнила, что есть у нас практически «живая картинка» того, каким стал аэропорт после войны.

1988 год – аэропорт празднует 60 лет. Один из работников аэропорта, Владимир Логунов, снял любительский фильм, о котором он пишет так:
Основной упор был показать людей, потому самого аэропорта немного. Но можно представить оживленность воздушного движения в Великих Луках. Всё-таки ежедневно было десять Ан-24, два Л-410, несколько Ан-2 (до десятка иногда) и это только по расписанию.


Дано ли возродиться нашему аэропорту? Или он так и останется лишь напоминанием о тех днях, когда великолукские детишки, прижав любопытные носы к ограждению, с мечтой о полётах жадно наблюдали за чудесными железными птицами?

С уважением к истории, ваша Velikolu4anka.

Комментарии  

#1 Лев 18.11.2018 18:25
Работал в радиобюро с 1975 года. Застал ещё старое здание аэропорта, деревянное. На первом этаже было радиобюро налево, а прямо, метеоотдел. На втором этаже диспетчерская и РП. Где-то в этом же году, ближе к осени переехали в новое, кирпичное здание. Радиобюро было как раз над входом в аэровокзал.
Сотрудники, за исключением нас, молодых, были ветеранами ВОВ и знали очень много интересных историй про ГВФ и работу в годы войны. А диспетчерами были вчерашние военные лётчики, списанные по возрасту и по здоровью. Это были замечательные годы для меня! График полётов был очень плотный. Начинался с 7 утра и до 12 ночи в небо взлетали и садились борта. Пассажиры проходили как раз под окнами моего радиобюро...
#2 Velikolu4anka 19.11.2018 08:42
Цитирую Лев:
Работал в радиобюро с 1975 года.

Хорошие воспоминания, Лев! Фотографий с тех времён не осталось случайно? Может быть поделитесь? Из историй ветеранов явно что-то запомнилось, расскажете? Было бы интересно.
#3 Николай Николаевич Н 12.01.2022 12:50
Возобновление деятельности аэропорта в формах его полной функциональност и - задача непростая, но касается каждого жителя и гражданина, живущего в нашем Округе. Сегодня, в период нескончаемой "приватизации" стоит особенно остро. Пока в нашем регионе развивается Авиация во всех формах проявления, Город - стратегическая единица, если из самых благих побуждений превратить территорию аэропорта в дачные поселки, либо торговые центры, есть шанс превратиться в п.г.т. Пора объявлять общенародное движение - "Молодежь - на Самолет!"
История повторяется и уже на новом и технологичном уровне. Великие Луки - Территория Новых авиационных технологий и обучения! Спросите у каждого молодого человека или Юнармейца - хочет ли он в Небо? Безусловно - Пришо "Время Летать!"
#4 Дмитрий 26.04.2022 23:43
Да, было время! Моя бабушка там в столовой работала (старое деревянное здание, находилось прямо за автобусной остановкой, сейчас его нет). Так я там в детстве частенько бывал. Неплохой, мягко говоря, объект для страны в которой "производились одни галоши". Аэропорт в Великих Луках, видимо, участвовал в логистической цепочке по их доставке в Африку.)))) А ведь могли в Стране Советов и самолеты, и поезда, и автобусы содержать. Потому, что не меряли все "выгодно-невыго дно", а что-то и для людей простых делали. Помнится, в прошлое пришествие нефти по 110-120 долларей уже заводили эту тему о восстановлении аэропорта, но все закончилось как в известном фильме про Васюки... Будет ли когда-нибудь восстановлен сей объект? Возможно и да. НО, по нынешним темпам, "... Жаль только жить в эту пору прекрасную..." и далее по тексту классика. Такими темпами "отрицательного роста" через лет ...дцать о том, что в городе был аэропорт будут узнавать только из названия таблички на маршрутке. Да что там, Город бы сохранился! Печально...
#5 Лев 26.09.2023 10:37
Помню случай. Дело было после полудня... Наши диспетчеры сажали Ан-24 с отказавшим и загоревшимся двигателем... Весь персонал аэропорта выбежал и наблюдал, как борт заходил на посадку с нещадно дымящим густым чёрным дымом двигателем. По сути, самолёт летел на одном моторе и благополучно сел. Все спасательные силы и средства были уже рядом с ним.
#6 Лев 26.09.2023 10:39
Ещё случай... Радиооператоры крайне редко работали телеграфом с бортами. Но здесь на связь вышел военный борт и на частоте вызвал телеграфным позывным "Луки-контроль. " Борт запросил актуальную погоду и прогноз. Передал, получил подтверждение и блг.
#7 Лев 26.09.2023 10:43
В радиобюро было два помещения: посты радиосвязи, чаще всего передающие в тлф. режиме метеоданные, обмен информацией службы отдела перевозки и второе- проводной телеграфный и телетайпный зал(громко сказано, просто помещение).
Круглые сутки, но глубокой ночью всё-таки радиообмен и работа телеграфных линий замолкали до утра. Работали лишь радиоканалы отдела службы перевозок Ленинграда, московских аэропортов.
#8 Сергей 17.01.2024 10:01
А кто-нибудь помнит Юрия тумпеля