Появление любого более-менее значимого объекта – дело не минутное. Иногда подобное «мероприятие» может затянуться на несколько лет. Так произошло и с великолукским аэродромом, который в нынешнем январе отмечает свой 90-летний юбилей.

Если обратиться к самым-самым истокам, то окажется, что аэродром наш на пару лет старше и началась его история примерно на километр юго-западнее теперешнего местоположения. Не обошлось в истории постройки будущего международного аэропорта без иностранных капиталовложений. Впрочем, давайте по порядку?


8 сентября 1921 года В.И. Ленин собственноручно подписал постановление Совета Народных Комиссаров об организации воздушного сообщения Москва — Германия, первые два пункта которого гласили:
1. Признать неотложным организацию воздушного сообщения между Москвой и Германией.
2. Поручить Народному Комиссариату Внешней Торговли по согласованию с Народным Комиссариатом Иностранных Дел, Народному Комиссариату Почт и Телеграфов и Главвоздухфлотом войти в переговоры с германскими фирмами по вопросу об организации смешанного русско-германского общества для организации воздушного сообщения Москва — Германия.
В результате активных подготовительных действий 24 ноября 1921 года в Берлине была утверждена Deutsch-Russische Luftverkehrs-Gesellschaft (Немецко-российская авиакомпания) или сокращенно «Deruluft» («Дерулуфт»).

1 мая 1922 года (судя по всему, дату подгадали специально) началось авиасообщение по первой в РСФСР международной воздушной линии «Москва — Кёнигсберг», которую позднее продлили до Берлина.



Спустя пять лет, в 1927 году, Лестер Гарднер, основатель журнала Aviation Week & Space Technologies, писал:
Нет ни одной авиакомпании, которая дала бы более полное представление о советском воздушном транспорте, чем "Дерулуфт" — совместное предприятие правительства Советской России и немецкой авиакомпании Deutsche Luft Hansa.
Каким выглядел полёт этой авиакомпанией глазами советского пассажира можно узнать из книги 1925 года Н.И. Боброва «По Германии на самолёте».



Но спустимся с небес и вернёмся к нашему аэродрому. В 1926 году было принято решение о постройке аэродрома в Великих Луках. С одной стороны это было обусловлено общей тенденцией развития авиации в стране, необходимостью связать воздушными линиями населённые пункты, имеющие стратегическое значение, а с другой стороны аэродром в Великих Луках сокращал путь от Москвы до Берлина на целых 70 километров (до этого маршрут проходил через Смоленск).

Оплачивалось строительство нового аэродрома, включая служебные здания и аэровокзал, из средств «Дурулуфта», а проведение дороги до д. Максимово финансировал Ленинградский военный округ, уже тогда расценивая данный аэродром как место базирования воинской авиационной части.

Строился первый аэродром, как я уже говорила, юго-западнее ныне существующего. Под его строительство было выделено 25 десятин сенокосных угодий из земельных владений Баландинской сельхозкоммуны.



Работы велись два года, и лишь в январе 1928 года аэродром был принят комиссией. Именно с этого дня и отсчитывает свой возраст великолукский аэропорт. Но оказалось, что эксплуатировать данный аэродром невозможно: требуются дополнительные работы по осушению.
Если взглянуть на карту, то видно, что аэродром выстроили буквально на болоте. И вполне возможно, что именно в те годы речка Крупица обзавелась таким геометрически «чётким» руслом.



В конечном итоге устроители приняли решение о переносе аэродрома. К 1934 году взлётно-посадочная полоса, а также все здания аэропортового комплекса расположились в том месте, который мы и поныне называем «аэропорт».



И целых три года компания «Дерулуфт» благополучно сажала свои самолёты на новенькую взлётно-посадочную полосу вблизи Великих Лук. Общая протяжённость линии «Москва — Кёнигсберг» составляла 1134 километра. В 1936 году (это был последний год существования компании) 449 километров от Москвы до Великих Лук можно было пролететь за 35 рублей и примерно 2,5 часа.

Благодаря замечательным коллекционерам из Швеции Björn Larsson и David Zekria и их сайту timetableimages.com мы можем взглянуть на расписания этой авиакомпании.




Из-за обострившейся политической обстановки в марте 1937 года рейсы «Дерулуфта» прекратились, а 19 июля того же года компания и вовсе была ликвидирована.

С 1 июля 1937 года через Великие Луки прошел шведский воздушный мост «Москва — Великие Луки — Рига — Стокгольм» и финский по трассе «Москва — Великие Луки — Рига — Хельсинки».



Соглашение об открытии авиалинии «Москва-Стокгольм» было подписано с советской стороны «Аэрофлотом», с шведской – авиакомпанией «Аэротранспорт». Шведы называли этот маршрут «Кремлёвский Воздушный Экспресс». Пассажиров перевозили шведские самолёты «Юнкерс Ю-52» и советские «Дуглас ДС-3» и «ПС-35».

Увы, довоенному аэропорту нашего города оставалось жить совсем немного. Наступил 1941 год…

Как-то октябрьским воскресным днём прогулялись мы по "бетонке" между Великими Луками и Максимово. Гуляли просто так, без цели. Видали на обочине кучи мусора и бетонные "кубики". То ли от старого аэродрома остались, то ли ещё от каких-то построек, если честно, не знаю. Пусть это пока останется тайной.



И тут я было собралась почти уже традиционно закончить рассказ словами «это уже другая история», но вспомнила, что есть у нас практически «живая картинка» того, каким стал аэропорт после войны.

1988 год – аэропорт празднует 60 лет. Один из работников аэропорта, Владимир Логунов, снял любительский фильм, о котором он пишет так:
Основной упор был показать людей, потому самого аэропорта немного. Но можно представить оживленность воздушного движения в Великих Луках. Всё-таки ежедневно было десять Ан-24, два Л-410, несколько Ан-2 (до десятка иногда) и это только по расписанию.



Дано ли возродиться нашему аэропорту? Или он так и останется лишь напоминанием о тех днях, когда великолукские детишки, прижав любопытные носы к ограждению, с мечтой о полётах жадно наблюдали за чудесными железными птицами?

С уважением к истории, ваша Velikolu4anka.