Пока на улице держался стабильный плюс, я сел за подготовку маршрута. Через пару дней прогноз обещал с утра аж -3, и глина на пути хоть немного должна была подзастыть.
Маршрут получился из двух частей: первая часть от дереви Рыканово до деревни Карцево сквозь леса, болота и реки, а вторая, уже не такая красивая в плане пейзажей, по трассе от Карцево до Великих Лук. И в случае чего, со второй части можно было легко эвакуироваться на авто. Как оказалось, сам поход тоже получился из двух частей))
Общая схема маршрута выглядит так:
По топографической карте в районе 5-го «квадрата» грунтовая дорога перестаёт существовать, хотя на спутнике всё ещё видна. Не очень хотелось гулять по лесам в ночи, потому было принято решение, что если не получится за половину дня дойти до р.Крупица и перебраться через неё, то возвращаюсь назад, иначе ночь застанет меня в густонаселёном волками и прочими лесными жителями районе.
Ещё проблемным участком является переход 6-7, там болотистая местность и совсем не отмечено дорог, да и тропинок на спутнике не видно. Ну и походник из меня такой, что снимки гугла я конечно же посмотрел уже после, а на них вот что:
То есть, Яндекс говорит: "Всё ОК", а гугл советует взять в набор лодку или, на крайний случай, научиться вязать узлы и сделать на месте плот. Плот, я думаю, мы в следующий раз обязательно сделаем, а в этот раз ни лодки, ни плота не было.
Итак, часть первая, как оказалось «разведывательная».
На выходе из города меня встретила отличная ровная немного подмёрзшая грунтовая дорога:
Пока всё по плану.
Судя по карте, впереди должен показаться мост через р.Лазавица и буквально в 100 метрах к западу должно быть и её устье. Однако уже на подходе к мосту стало понятно, что дальше не всё так гладко. Лёгкий морозец простоял всего сутки, и этого хватило, чтобы заморозить жижу на дороге, но глубокие лужи не промёрзли и первый мой шаг на лёд вызвал характерный треск.
Но, оп-оп, и я уже на мосту. Мост бетонный, ограждения спилены.
А вот и мост, с видом в сторону Ловати:
Кто заметил, что небо немного отличается от предыдущей фотки молодцы, фото сделано уже на обратном пути, когда выяснилось что… впрочем, обо всём по порядку. Мост преодолён и тут стало понятно: уровень воды в реках настолько высок, что все прилегающие поля и дороги затоплены. Не сплошным слоем, нет. Редкие кочки выглядывают на поверхность, а между ними тонкая плёнка льда и вода. По дороге тоже не пройти: лёд на лужах ещё не достаточно крепок. Вот такой вид открывается после спуска с моста:
Стоит только выглянуть солнцу, вид как будто летом, правда немного холодно, всего около двух градусов тепла. Не будем забывать, что на дворе 8 января!
На фото можно подумать что эти, незастывшие до конца лужи, можно обойти слева или справа по полю, но нет, там всё ещё хуже)))
Потратив около часа в попытках пройти залитый водой участок сразу за мостом, было решено вернуться к мосту и попробовать пройти по берегу Лазавицы и выйти на поле и уже по нему обойти этот участок.
Но по дороге или ближе к Ловати всё в воде, а сапоги я с собой взять не догадался. Впрочем, как выяснится позже, они бы и не помогли. Проверив все возможные подходы по правой стороне дороги, было найдено единственное удобное для переправы место. Корректировка маршрута выглядела так:
Речка Лазавица тоже немного вышла из берегов и в самом благоприятном для перехода прилегающем участке поля глубина составляла примерно около полуметра, но зато длина такого участка была самая короткая и дальше просматривалась суша. Надо строить мост!
Успешно обойдя затопленную дорогу справа, удалось метров 600 пройти по почти сухому полю. Там рельеф немного возвышается и воды нет, однако по кочкам идти не очень удобно. Поэтому поле полем, а надо выбираться обратно на дорогу. Так за три часа был преодолён первый прямоугольный «квадрат» по маршрутной карте и впереди всё отчётливее виднелась ЛЭП, отмеченная в середине второго такого «квадрата». Дорога же была по-прежнему полноводной и приходилось тратить очень много времени и сил на обход очередной лужи.
Все опытные походники отправляются в поход не раньше обеда. Я не стал нарушать это правило и стартовав практически в 12:00 уже в четвёртом часу и дня и похода перешагнул невидимую границу отделяющую первый участок от второго. А всего их на карте, как помните, 16. Начало второго участка оказалось полным тупиком. Вода везде: в реке, на дороге, в поле. Причём, в поле можно пройти 5-10 метров не проломив тонкий слой льда, но зато потом ввалиться чуть ли не по колено. Очень хорошо, что ботинки высокие и плотно прилегают к ноге, вода не успевает затечь. Пока я выбирал места «посуше» (это когда не весь ботинок скрывается под водой), незаметно наступил вечер. Так, пройдя всего пару километров по маршруту, и находив при этом точно больше десятки, я сделал небольшой привал у одной из стариц .
Пора возвращаться к дому. А это значит, что опять придётся прыгать по кочкам, вспоминая, где я там шёл, и снова переправляться через затопленные берега Лазавицы (это где пришлось строить мостик из берёзы). Да вот беда: мостик был коротковат и пришлось немного сначала прыгнуть, а потом поднырнуть чтоб перебраться. И если с бревна на сушу прыгать относительно легко, то теперь предстояло совершить обратное действие и в случае неудачи немного поплавать.
Обратная дорога заняла уже намного меньше времени и те места, которые я вначале старался обходить, теперь не вызывали никаких опасений, ведь ботинки уже всё равно к этому времени впитали в себя несколько порций воды и добавить ещё немного было совсем не страшно. К тому же в запас сухих стелек и носков ещё не закончился, и поля проходились вброд. Берёзовый мост был пройден сходу, и вот я уже на капитальном бетонном, до дома уже рукой подать.
Так завершилась первая часть похода, которая показала, что рановато пока в те края, надо ждать морозов посильнее.
Часть вторая, как оказалось «сорокачетырёхкилометровая».
Прошла неделя.
За это время я выяснил, что самые опытные походники идут в поход с утра, а не в обед. На этот раз я решил последовать этому примеру и отправился в путь на рассвете.
Маршрут и карты теже. Погода вот чуть изменилась, примерно -8 и небольшой встречный ветер. Дорога из города уже выглядит по ранне-зимнему, немного прикрыта свежем снегом:
А вот и уже знакомый мост, берега немного обросли льдом. Сильно упал уровень воды, примерно на полметра.
Помните берёзовый мост? В этот раз не пригодился))
Все лужицы на пути застыли, шагалось по ним как по асфальту. Стало понятно, что в этот раз получится пройти по всему маршруту. Ещё неделю назад тут были «непроходимые топи»:
В этот раз не было ни сложных препятствий, ни поисков их обхода, даже виды были уже знакомы. Идти по зимнему серому полю становилось немного скучно, однако скорость передвижения радовала, и спустя всего полтора часа я уже был в районе ЛЭП.
Тропинка хоть и проходит почти вдоль реки, но она всё же иногда скрывается то за редкими кустиками, то отвернёт в сторону буквально на 5-10 минут пути. А когда возвращается, снова радует красивыми зимними видами
Между тем сама дорога, залитая обильно водой, превратилась в просто шикарный каток, вот только иногда он может предательски затрещать прям под тобой
Эх, с каким упорством я в первый раз пытался обойти те незастывшие лужи в надежде, что дальше дорога будет лучше. На этих участках и сапоги бы не спасли. Дорога петляет то прямо по открытому полю, то забирается в какие-то кустарниковые зарослии. Слева белеет сковозь кусты Ловать. Иду по берегу и практически ощущаю её течение. В телефоне играет лёгкая музыка, а в перерывах тишины между треками от реки доносится шуршание льда.
Попадаются места, где вода стекла, но верхний слой тоненького льда остался, тут уже приходится ступать осторожнее, стараясь не наступить в колею. А то тогда лёд проламывается и там как повезёт: может быть сухо, а может быть и грязь. В любом случае такие вот проламывания и обходы очень уставательны, ну, а без них тоже скучно, так что пусть будут :)
Пара сотен метров по такой дороге и вновь открытое поле и река. Уровень воды всего на сантиметров 30 ниже берега. Неделю назад тут, наверное, было сплошное озеро, а сейчас вполне ничего так. Небольшой привал, в пути 2 часа, и уже пройдено около 6км.
По маршрутной карте это где-то в районе границы 4 и 5 «квадратов» (корды 56.4053,30.5402) Долго засиживаться нельзя, небольшое любование проплывающими мимо льдинами и снова в путь. Неизвестно как там будет дорога впереди и желательно до темноты выйти к цивилизации.
Тут откуда ни возьмись нарисовалось первое препятствие - небольшая низинка, из которой вода толком не ушла и толком не застыла. Пару шагов и послышался лёгкий треск. Не впервой, смело иду вперёд, а треск всё сильнее, и вот впереди показался даже незастывший участок воды. Стало понятно, что пути вперёд нет, нужно искать обходные маршруты. Слева река, справа поле. А поле такое, бассейнового типа, с редкими остатками растительности, хорошо хоть не трещит под ногами.
Преодолев очередные 50 метров, дав крюк в километр, двигаюсь дальше! А дальше новая напасть под названием "водоотводные канавы". Летом бы даже не заметил, а сейчас надо преодолеть и не намокнуть, зима всё-таки, холодно. Пытаюсь подойти ближе, но лёд сразу же начинает предательски трещать, ещё шаг вперёд и нога устремляется под лёд, благо было не очень глубоко. В итоге подойти ближе полутора метров никак. Можно, конечно, с разбегу перепрыгнуть, но кто знает, что там скрывается под снегом на той стороне, земля или лужа неизвестной глубины.
Оказалось что земля. Дальше опять отличная дорога и скорость передвижения немного увеличилась. Прохожу мимо оставленной кем-то надписи))
Постепенно растительности всё меньше, льда всё больше. Ну правильно, на север же иду. Дорога потихоньку растворилась и потерялась, всё как и на топокарте. Иду, сверяясь с ней, но только с её электронным аналогом, уж очень он удобнее бумажной версии, но и она на всякий случай лежит в рюкзаке в водонепроницаемом мешочке.
По карте мне надо примерно вот в тот промежуток между двумя островками растительности, что в левой части фото. И… И неожиданно море?озеро?океан? Нет, река Крупица (корды 56.4461,30.5574)
Я ожидал увидеть её в небольшой низинке, в зарослях кустарника, а тут вот такое. Выбор невелик: или поворачивать назад, или только вперёд. Робко топнув ногой и не услышав предательского треска, осторожно двинулся, немного придерживаясь левой стороны, поближе к кустикам. Какая там глубина было не понятно, но никаких травинок, вмёрзших в лёд не было. Долго вдоль кустиков идти не получится, там будет Ловать и, скорее всего, больше воды, меньше льда. Сопоставив видимые обстоятельства с картографическими, пришлось немного изменить маршрут и «дать угла». Что, впрочем, ничуть не хуже, ведь таким образом можно особо не сокращая маршрут, пройти как раз через урочище Куделино. Наметив на горизонте курсовую метку, поскользил в её направлении. Лёд был крепок и периодически встречались «островки безопасности» с обильными кустарниками и небольшой травяной растительностью, вмёрзшей в лёд. Красота, а не дорога.
В пути уже 5 часов и пройдено около 12 километров. До цивилизации ещё около 10, но там дорога должна идти вдоль леса и самый опасный по проходимости участок, за который было больше всего сомнений в его преодолимости, уже наполовину пройден. А это значит что? Время попить кофе и полюбоваться красотами!
Бокал за тех, кто не проводит все выходные на диване!
В паре километров у меня за спиной урочище Куделино, держу путь туда. Опять кто-то неизвестный балуется со свежевыпавшим снегом
Постепенно кустарника становится всё больше, а лёд, нет, не меньше, лёд становится тоньше. И уже если ступать рядом с кустами то всё хорошо, но стоит отойти на 5-10 метров от них, начинаются потрескивания. Опять приходится выбирать путь передвижения. Шаг вперёд, треск, два шага назад и в сторону, снова вперёд. Обнаружил вот такой охотничий стан:
А вот дальше, как ни крутился, лёд везде трещал и где-то вдалеке были видны хороших размеров промоины. Пришлось пробираться сквозь кусты, что на фото выше. Как и обещала карта, показался лес.
Путь мой проходил как раз по его границе. И если сначала даже было что-то похожее на дорогу, пусть и с иногда трескающимся льдом на лужах, то вскоре и дорога пропала, сменилась кочкарником.
Урочище Куделино видно задолго до подхода. На полянке, в окружении леса здоровенные камни и дубы. Причём один из камней лежит немного в стороне и вокруг него тоже растут дубы.
А между тем:
Надо выбираться из этих зарослей на дорогу. Карта показывает, что где-то ближе к реке уже должно быть что-то похожее на дорогу, а пока приходится пробираться вот через такие места:
Дорога вдоль леса оказалась вполне проходимой, видно, что дорогу расчищают от упавших деревьев, много распиленных стволов лежат рядом. Периодически встречаются и поваленные с корнем деревья
Всё это время дорога идёт по берегу Ловати:
Местами приходится заходить глубже в лес, чтобы обойти залитые водой участки дороги. Где-то лёд уже крепок и можно проскользить прямо по луже. Приходилось пробираться и по таким завалам:
На выходе из леса меня ожидал небольшой сюрприз
Через 6 часов и около 20 км от начала похода, вместо Карцево вышел во Власково. Пусть тот район, ещё севернее, станет отправной точкой для нового маршрута. А пока, напугав местного жителя своим неожиданным появлением со стороны, откуда они вообще не ожидали увидеть кого-либо, уже по отличной дороге отправляюсь в сторону города
Из интересностей тут только дорожные указатели, «стремительно проносящиеся мимо» Бордуки, Малахи, Демидово, Зимари. Пока дошёл до Зимари уже основательно стемнело, это уже примерно 6 вечера.
Спустя ещё 40 минут на горизонте показалось уже такое знакомое Баландино, а это уже, считай, город.
Вот так и прошёл очередной походный январский день.
За 12 часов пройдено примерно 44 километра по полям, по рекам, по льду и по кочкам. Пробираясь сквозь заросли кустарника и рассекая воздух, стремительно скользя на ледяных северных полях Великолукского района.
Комментарии