Если кто-то думает, что команда проекта «Лукиград.ру» в минувшие выходные беспечно просиживала дома диваны, то он сильно ошибается. Прогноз, конечно, не радовал и даже не обещал ничего более-менее хорошего. Зато погода плевать хотела на все прогнозы мира и на всех метеорологов вместе взятых. Воскресное утро было настолько ясным, что усидеть дома было просто-напросто невозможно.
Но вот засада – планов нет, маршрут не продуман, в понедельник на работу, а это значит: долго гулять не получится. Решаем предпринять лёгкую прогулку: пл. Калинина-Рябики-Воробецкая-Баталиха-Касьяново-ул. Промышленая –пл. Калинина. Всего-то выходило около 12 километров, что для нас – сущий пустяк. К тому же, мы поставили себе цель: «познакомиться» с речкой Колпинкой.
Что ж, в путь!
Первую остановку мы, пока ещё бодрые и весёлые, делаем на набережной Рябики в районе, где расположен «объект культурного наследия селище».
Кстати, вы же знаете интересную легенду о происхождении названия д. Рябики, связанную как раз со славянским поселением? Согласно легенде, здесь «смолили корабли, и они становились пёстрыми, рябыми». Отсюда и пошло название Рябки, позднее трансформировавшееся в Рябики.
К воде с вершины склона здесь ведёт весьма оригинальная «лестница».
А примерно пятью километрами выше по течению к водам Ловати добавляются воды речки Колпинки. Так что, считай, мы уже почти у цели путешествия.
Дорога от Рябиков до Воробецкой не очень весёлая – сплошь кладбища. Да и идти по обочине активно используемой дороги неудобно, поэтому стараемся проскочить этот трёхкилометровый участок как можно быстрее. По пути бросаем быстрый взгляд на поворот к Мордовичам. Надо бы навестить могилу Гаврилова, но это не сегодня, это в другой раз.
Проходя мимо Воробецкой, вспомнили, что здесь находился командный пункт командира 357-й стрелковой дивизии А. Л. Кроника. Здесь бывал генерал Г.К. Жуков.
Здесь Б. Н. Полевой написал строки: «С высоты Воробецкой, смотрю на знакомые улицы, площади, на постройки и валы древней крепости, видные из-за деревьев городского парка, на церкви и собор, каждый из которых бастион».
Отсюда, если взобраться на самую высокую точку холма, сплошь усыпанного дачами, наверняка, и в наши дни можно рассмотреть город. Понятное дело, теперь уж он вовсе не тот, каким видели его наблюдатели 1942 года.
Тут мы сами себе напомнили, что, вообще-то, никаких военных историй мы на сегодня не планировали, и цель нашего путешествия очень даже мирная, и отправились к деревне Баталихе, за которой нас, если верить картам, и ждала встреча с речкой Колпинкой.
Однако всемогущий и чуточку шаловливый покровитель и направитель наших путешествий решил иначе, и в д. Баталиха его хитрый глаз подмигнул нам, и мы пошли налево.
А там обнаружился не много, не мало, а колодец. Разумеется, не простой, а… сделанный из бетонного колпака.
До этого мне был известен только один колодец в Великолукском районе, созданный из этакого «эха войны», в д. Богородицкое. Но там он стоит на высоченном холме и оттуда очень хорошо просматривается округа.
В Баталихе же колпак хорошенько «усажен» в болотистую низинку. Возможно, хозяйственные колхозники притащили с какой-нибудь высотки.
Вот такое неожиданное мы сделали открытие.
И тут, пожалуй, будет очень к месту рассказать об истории, вычитанной в книге Ф. Куровского (перевод А.И. Мордашёва) «Великолукская битва». История эта частично связана с другим бетонным «следом войны», тем, что находится с северной стороны Касьяновского моста, по которому мы перебирались на другой берег Ловати в завершении нашей воскресной прогулки.
Описанный в книге случай произошёл весной 1942 года. Железнодорожный мост охранялся немецким батальоном 83 пехотной дивизии. Хорошо охранялся, с полным пониманием стратегической важности охраняемого объекта. В 200 метрах севернее моста было устроено убежище, где отдыхали караульные. У северной части моста были выставлены два карульных, у которых имелся бункер, а в бункере телефон для связи с командиром роты. Ещё двое часовых держали под наблюдением южную сторону моста. Да ещё на некотором отдалении от моста были выставлены посты с пулемётами. Словом, мост оккупанты держали под неусыпным контролем и днём, и ночью, но наши бойцы умудрились в ночь на 26 апреля 1942 года взорвать его буквально за пятнадцать минут!
Как пишет немец, в 1 час 40 минут ночи караульные заметили на юго-восточном направлении группу русских. В 1 час 47 минут уже были усилены посты, но это не помогло. Сначала русские появились с юга и юго-запада, немцы спрятались за насыпь и начали обстрел, но тут прогремел взрыв. Русские начали наступать с востока, и немцы перебросили все свои силы на защиту моста именно с этой стороны, но, даже не успев занять боевые позиции, они услышали сильнейший взрыв у себя за спиной. После второго взрыва русские быстро отошли. Операция наших бойцов прошла успешно, мост был взорван, и железнодорожное сообщение между Невелем и Великими Луками прервалось надолго. А немцев за этот случай даже судили, но оправдали, постановив, но бойцы не виноваты, они очень старые, им по 35-40 лет, а виновато начальство, которое неправильно организовало охрану моста.
К сожалению, «наших» документов об этой операции я пока не нашла. Но это не значит, что они не существуют. Поищем…
И тут впору снова шлёпнуть себя по лбу со словами: «Ну, планировали же лёгкую прогулку и чтобы никакой войны!» Ну, планировали, а в итоге и прошли более 17 километров (и это без учёта поворотов «налево»), и про Колпинку в этой записи уже, вроде как, и рассказывать негде.
А, может быть, оно и к лучшему, ведь чудная речка Колпинка с волшебными берегами, манящими водами и секретным фарватером, пожалуй, достойна отдельного рассказа. Посему, уже традиционно, сообщаю: «Продолжение следует».
Уже за написанием продолжения, ваша Velikolu4anka
Речка Колпинка. Часть первая «Военная».
- Информация о материале
- Категория: Едем!
- Просмотров: 4230
Комментарии
Очень красивые ваши родные места!
Доброго, Галина. Нам интересно абсолютно всё. Мы очень любопытные =)))
А вы из тех мест, или были на раскопках? Расскажете, что знаете? Интересно ведь из первых уст узнавать подробности.