Честно говоря, эта заметка изначально должна была быть небольшим постом в нашей группе Вконтакте с демонстрацией пары интересных новых фотографий, однако в итоге она превратилась в целое мини-исследование с обращением к источникам, обдумыванием и собиранием всех найденных материалов в единое, максимально лаконичное целое. Надеюсь, вам понравится то, что в итоге получилось.
Думаю, не ошибусь, если предположу, что каждый великолучанин знает, где в городе находится водовозный спуск. Да, пусть в наши дни этот элемент былого городского устройства уже не столь опрятен как раньше, его название всё ещё на слуху, а при прогулке по нему по-прежнему можно спрятаться от палящего солнца под деревьями и насладиться красивыми видами на Ловать.
Так водовозный спуск выглядел чуть более ста лет назад
А так выглядит в наши дни
Однако вот вопрос: кто был его непосредственным пользователем в начале прошлого века? Кто был тем великолукским водовозом, что спускался по нему к реке и привозил горожанам бочку за бочкой вкусной и тогда ещё совсем чистой ловатской воды? Сегодня я отвечу на него и поведаю несколько интересных фактов.
Итак, поехали!
Наверное, многие из вас знакомы с работами Дмитрия Григорьевича Карчевского, запечатлевшими наш город в первом десятилетии XX века. В краеведческом музее Великих Лук хранится целая коллекция его фотографий, две из которых изображают водовоза. Первая сделана в районе нынешнего центрального моста через Ловать – на заднем плане прекрасно видна синагога, а также купеческие дома Зуева и Бенка, сохранившиеся до наших дней
Фотография из фондов Великолукского краеведческого музея, ВКМ ОФ 9386/59. Источник: goskatalog.ru
На второй местность определяется чуть сложнее, но, предположительно, действие происходит практически там же, однако ещё до строительства синагоги. На фото виден дом Ковзана, совсем рядом с которым она и будет расположена, а также фасад старой бани на нынешнем повороте с набережной Лейтенанта Шмидта на улицу Льва Толстого.
Фотография из фондов Великолукского краеведческого музея, ВКМ ОФ 9386/61. Источник: goskatalog.ru
Смею предположить, что водовоз на фото один и тот же. И благодаря людям, сохранившим в семейных архивах старинные фотографии, теперь доподлинно известно, что звали его Поликарп Матвеевич
По рассказам людей, сохранивших это фото, Поликарп Матвеевич работал водовозом, происходил из крестьян, однако был далеко не беден, получая деньги от зажиточных мещан и купцов, которым возил воду, и потому имел достаток в доме. При этом, в списках домовладельцев 2-й всеобщей переписи населения по Псковской губернии от 1914 года его имя не значится, поэтому установить, где именно он жил пока не удалось. Также пока неизвестна и его фамилия. На фотографии видно, что в семье Поликарпа Матвеевича было пять человек, вероятнее всего, кроме него и жены – две дочери и сын.
Интересен и адресат фото: опять же, по рассказам хранителей фотографии, Поликарп Матвеевич был дружен с будущим председателем исполкома Великолукского уездного Совета (в 1917-1918 годах) Иваном Ивановичем Пескарёвым, имя которого ныне увековечено в названии улицы Пескарёва в районе Дружбы. Иван Иванович окончил ветеринарные курсы, был очень грамотным несмотря на крестьянское происхождение, энергичным, но взрывным по характеру. Благодаря сильной воле и хорошим организаторским способностям он, будучи участником революционного движения, и занял впоследствии ответственную должность.
Однако на этом удивительном переплетении судеб двух великолукских крестьян интересные факты не заканчиваются. Сохранилось ещё одно, не менее интересное фото с не менее занимательной подписью.
Иван Степанович Иванов, которому адресовано фото – купец, гласный Великолуцкого уездного земского собрания (упоминается как минимум в журналах за 1910 год), жил, предположительно, в Новой Слободе, по крайней мере, именно там, согласно «Спискам населённых мест Великолукского уезда и дворовых мест г. Великих Лук с распределением на переписные и счётные участки», находились два участка, принадлежащие купцу Степану Ивановичу Иванову – вероятно, отцу Ивана Степановича. Сейчас эти участки находятся в районе котельной №5 на Новослободской набережной.
Отправитель же фотографии – учитель-инспектор Второго городского училища Александр Николаевич Малышев. Жил он в доме купца Демешко, но не том, что сохранился сейчас напротив кинотеатра «Родина», а втором, утраченном, стоявшем дальше по улице, на месте нынешней кирпчной пятиэтажки. По воспоминаниям Андрея Павловича Лопырёва, это был дом голубого цвета с мезонином. Александр Николаевич жил в пятикомнатной квартире первого этажа с женой и пятью детьми, среди которых был будущий Герой Социалистического труда, прошедший с 1939 по 1957 годы несколько высших министерских должностей и курировавший советский атомный проект, Вячеслав Александрович Малышев. Вот так на простой, казалось бы, случайной, фотографии, можно увидеть почерк отца одного из наиболее легендарных деятелей советской эпохи, непосредственно связанных с нашим городом.
И, как говорится, на десерт: помимо фотографий сохранился ещё один артефакт из немного более поздней эпохи – эпохи появления в городе водопровода. Это жестяной штампованный водопроводный жетон диаметром 33 миллиметра, который принадлежал Поликарпу Матвеевичу.
Именно такие жетоны использовались в Великих Луках. Для чего они были нужны? Если коротко: для устранения из общения водовоза и жителей финансовой составляющей. Водопровод дома в те времена был далеко не у всех, вода разливалась в специальных водоразборных будках, поэтому водовозы, доставлявшие её из этих будок горожанам, были по-прежнему незаменимы, а количество воды строго нормировалось, поэтому выдавалась она как раз по таким жетонам. Они, если верить интернету, имели хождение в разных городах (но почти везде, как и телефонные жетоны впоследствии, имели свой особый вид) и были разных «номиналов» – на 2, 10, 20, 30, 40 и 50 вёдер воды. Крупными пользовались сами водовозы для заполнения бочек, а горожане обычно брали воду как раз-таки по два ведра, обменивая их у водовоза на подобный жетон. Сами же горожане приобретали их в городской управе (цена на воду в каждом городе варьировалась), там же их получал и водовоз (эта процедура чем-то интуитивно напоминает мне получение и использование талонов на горючее водителями служебных машин). Не могу точно сказать, как выглядели жетоны других номиналов, но предполагаю, что примерно так же – только, естественно, с другой надписью и, возможно, других цветов для простоты их различения
Так случайные находки иногда помогают увидеть пусть и небольшие, но важные штрихи, дополняющие большую картину истории древнего города. Я не знаю, сколько ещё таких находок может быть сделано в личных и семейных архивах, однако точно уверен, что та история Великих Лук, что известна нам, может при должном поиске быть расцвечена и оживлена сотнями подобных мелочей.
А значит – ищем дальше!
1. goskatalog.ru
2. ГАПО. Ф.20, оп.1, д.3160.
3. ГАПО. Ф.130, оп.1, д.1(ФП), л.114об, 115.
4. Лопырёв А.П. Прогулки в прошлое: очерки истории Великих Лук конца XIX - первой четверти XX века / Под редакцией, с предисл. и биограф. очерком А.В. Юрасова. М.: Памятники исторической мысли, 2018. - 256 с., ил. (Памятники истории России). С. 108-109
- Информация о материале
- Категория: Копилка краеведа
- Просмотров: 1369