Куда пойти с ребёнком? Как куда?! Конечно же, на экскурсию. А уж если это первое воскресение августа, пожалуй, справедливо будет устроить экскурсию на железную дорогу.
Начать стоит с железнодорожного депо.
И не бойтесь строгой таблички на воротах!
Во-первых, на самом деле всё не так уж и строго, во-вторых, нужный вам объект располагается буквально в десяти шагах от ворот, и никто не станет препятствовать проходу в мемориальную зону депо.
Здесь установлен обелиск в память о железнодорожниках, погибших при последнем артналёте на Великие Луки, а рядышком буквально всего неделю красуется самый настоящий паровоз!
Такой объект понравится и детям, и взрослым.
Согласитесь, настоящий красавец!
Полюбовались?
Теперь покидаем депо и направляемся к железнодорожному вокзалу – месту, где прячется всё самое интересное из железнодорожного и заодно военного прошлого и настоящего Великих Лук.
Сам железнодорожный вокзал Великих Лук тоже своего рода объект истории. Но в этот раз мы не станем останавливать своё внимание на нём. Здесь есть кое-что поинтереснее. Итак, первое, на что здесь стоит взглянуть, – это «бункер фон Засса» . И для этого нам необходимо воспользоваться служебным проходом.
Кстати, в ближайшем будущем музейщики обещают:
«В этом месте планируется сделать музей Великой Отечественной войны, в котором будет отражена тема освобождения города Великие Луки, мужества и героизма советских воинов. Это один из немногих объектов времен войны, который сохранился в неизменном виде».В настоящее же время «бункер» не слишком интересный объект. Довоенное укрытие с двумя входами, хорошенько залитое водой. Глубину не мерили, внутрь особо не заглядывали.
И вообще дочь, предварительно выслушавшая краткую историю, придя на место, сказала, что завели её в какую-то помойку, и предложила изучить кое-что более занимательное.
А привлекла внимание ребёнка мини-экспозиция то ли музея, то ли какого-то подсобного учебного полигона с элементами железнодорожных вагонов. Каждый экспонат снабжён «паспортом». Смотри, трогай, изучай. Всё как в настоящем хорошем музее под открытым небом.
Вдоволь налюбовавшись железками современными, мы отправились изучать железо более чем столетней давности. Старина эта, кстати, совершенно не прячется, постоянно на виду, вот только внимание на неё мало кто обращает. Итак, следующая остановка нашей экскурсии - опоры старого пешеходного моста через железнодорожные пути.
И здесь у нас, фактически, начался так любимый многими детьми поиск, нет, не клада, а почти. Дело в том, что опоры этого моста сделаны из кусков рельс. Старых кусков рельс. Старых кусков рельс с клеймами заводов-производителей. По ним впору не только историю, а ещё географию изучать! Нашли мы, разумеется, не всё. Да и не все опоры изучили. Кое-что расшифровала, а остальное оставила на долю более пытливых и настойчивых исследователей.
Ю.Р.Д.М.О. – Южно-Русское Днепропетровское общество.А ещё там есть метки «UNION», «Ш.А.Р.Г.З.», «HWENDEL» и куча других. Но самая значимая из них – «МВРЖД» (Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога). Такими, предположу, были помечены самые первые рельсы, уложенные на железнодорожных путях Великих Лук.
Р.Б.М.О. – Русско-Бельгийское металлургическое общество.
А.Ю.Р.З.Б.О. – Александровский Южно-Русский завод Брянского общества.
ДО – Донецкое общество.
КЗ. КН. Белосельского – Катаевский (Казённый) завод князя Белосельского.
Демидова Н.Т.З. – Нижнетагильский завод Демидовых.
Вот такой маленький городской секрет. Вот такая неожиданная железнодорожная история в стали.
Кстати, во время прогулки мы ещё навестили и водонапорную башню у депо. Но это тема другого рассказа, который будет вскорости. Обещаю!
Всем удачных экскурсий! С любовью к Великим Лукам, ваша Velikolu4anka.