«Ехать 270 км, чтобы пройти по лесу всего восемь!» – возмущался наш замечательный админ Владимир, пакуя в багажник третий по счёту рюкзак. – «Может быть, ну его? Пошли в походик, хотя бы километров на двадцать, а!?» Но я была неумолима: «Решили ехать, значит, едем!»

А ехали мы по приглашению Дмитрия Артамонова, знатока фортификаций, изучать, обследовать, исследовать и просто любоваться дотами 1939 года постройки.

Место встречи было назначено вблизи д. Сергино, что в Палкинском районе, на обочине прямо у первого объекта нашей экскурсии.
Ко времени старта мы немного опоздали, но Дмитрий и виду не подал, что устал нас ждать. Дал время на сборы, показал сеХретную карту, на которой ДОТов было отмечено видимо-невидимо, а затем провёл вводный инструктаж по правилам поведения. Бывший военный, не забалуешь, но зато чувствуешь себя в очень надёжных руках.

Сразу уточню, что вот прямо все-все подробности нашей вылазки не расскажу. И покажу далеко не всё. Нужно поучаствовать в подобной экскурсии, чтобы почувствовать атмосферу полного отрыва от цивилизации и погружения в историю. За эмоциями, впечатлениями и особым настроением нужно ехать на место!



На информационной табличке ПДОТ, стоящего у дороги, есть номер – 307. В голове как-то сам собой включился калькулятор: «Это ж сколько их было построено?» А жадность исследователя и путешественника спросила другое: «Сколько нужно времени, чтобы все облазить?» Тем временем Дмитрий уже успел рассказать кое-что об устройстве, особенностях, истории объекта и пригласил нас войти внутрь.



На входе туалет. Нет-нет, не подумайте, что вандалы насвинячили. Круглая шахта в полу прямо у входа – инженерная задумка для человека, который будет охранять вход. Но меня впечатлил потолок. Мощный металл с капельками конденсата, бросающими весёлые искорки света в луче фонаря.



Всяческих фишек и задумок там множество. Правда, внутренние коммуникации, как я поняла, так и не были завершены, поскольку строительство заморозили и объекты законсервировали.



Небольшой переход по дороге и перелеску, щедро сдобренный интересным рассказом, и мы уже около второй «подлодки». Это мы так ДОТы начали воспринимать после рассказа о том, что у командира был перископ, а «экипаж» ДОТа должен был суметь автономно продержаться две недели под натиском врага. Подводные лодки псковских лесов, не иначе.



Здесь нам разрешили спуститься на нижний этаж! Ух-ты! Прямо дух захватывает.



И как привет из прошлого: лопата, залитая в бетон. Лопату нам показали, лом мы нашли сами, а клеймо на швеллере «КМЗ ИМ СТАЛИНА №» мы прочитали уже дома на фотографии.



Благодаря тому факту, что строительство не было завершено, мы можем увидеть такое чудо, как идеально сохранившаяся древесина 80-летней давности. Говорят, этому удивляются все. Деревянные элементы опалубки, задуманные как временная вещь, остались здесь навсегда. И не гниют – это факт.



А ещё, кажется, нашей экспедиции удалось сделать одно открытие: мы попали на нижний ярус ДОТа, который обычно стоит затопленным, и там полностью сохранилась опалубка одного из помещений. Наш экскурсовод был очень доволен ;)



Из сложностей перехода – небольшая речушка. Но серьёзным препятствием такое не назовёшь. Даже сапоги не нужны.



А после речки и подъёма в небольшую горку нас ждал привал на поляне у артиллерийского полукапонира на две установки (если не перепутала название). Всего мы за день посмотрели семь ДОТов, которые на самом деле ПДОТ, ОПДОТ, ППК, ОППК и АПК, но вот что есть что, я могу путать, поэтому пусть будет просто «ДОТ», да простят меня знатоки.



Если думаете, что мы сначала перекусили, а потом пошли внутрь, то вы точно нас не знаете. Бросив рюкзаки, отправились изучать объект. Всё облазили, сходили на нижний этаж, замерили колодцы, засунули любопытные носы, куда только можно, и вот тогда отправились варить кофе.



Наш проводник, улучив момент, показал ещё пару секретных карт и продемонстрировал планы строения псковских ДОТов, полученные из архивов. И рассказал, что ДОТы, которые мы изучали – лишь малая часть объектов Бенёвского узла обороны. Правда, успокоил, что для маршрута выбрано самое интересное.




В какой-то момент оказалось, что мы прибыли на последнюю точку экскурсии и до машин, оставленных на трассе, десять минут ходьбы. Кольцевой маршрут тем и хорош, что уходишь одним путём, а возвращаешься другим, и когда местность тебе не знакома, то финиш почему-то оказывается полной неожиданностью. Мы ещё и устать не успели, а тут всё?! А Дмитрий огорошил: «Мы ходили 5 часов 20 минут». Я не поверила…



Вообще, с нашим экскурсоводом-проводником оказалось на удивление просто и легко. А ещё (по секрету) он влюблён во все эти ДОТы. Потому и экскурсия вышла такой насыщенной и интересной. Жаль, что так быстро завершилась. Хотя, думается, знакомство с теми местами только начинается.

Прощаясь, Дмитрий пригласил на экскурсию по укреплениям Первой мировой войны, которые прячутся под Псковом. Уверена, скучно не будет.

P.S. Захотите пройтись подобным маршрутом, не сомневаясь, пишите Дмитрию (@turistpskov), встретит, проведёт, расскажет и покажет.

Задумалась о новом приключении, ваша Velikolu4anka.