Сегодня в нашем блоге необычный материал.

У него сразу несколько особенностей. Во-первых, автор. Анатолий Курк, представивший около полугода назад своё исследование по танку в Новосокольниках, в этот раз расскажет об интересном месте Локнянского района. И это вторая особенность - речь пойдёт не о Великих Луках или Великолукском районе, а о "соседе". Но поскольку сто лет назад описываемые места входили в состав Великолукского уезда, считаю вполне возможным поместить материал на сайте. И в-третьих, на самом деле, запись в блоге - это сильно усечённая версия присланной Анатолием работы. А полный авторский вариант я поместила в "Читальном зале" Лукиграда. Самые любознательные могут смело пренебречь чтением записи в блоге и перейти по ссылке к полной версии материала.

Приятного путешествия к заповедным местам!


У каждого дорога к храму своя. У иеросхимонаха Нила (в миру - Сергей Герасимович Сухлов) эта дорога была полна лишений и страданий, на которые он обрек себя во имя Господа. Своим благочестием, непоколебимой верой и т.д. он заслужил почитание на Локнянской земле и далеко за ее пределами. У Зиновьевой Ольги Дмитриевны - вдовы потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга - дорога к храму легла через смерти близких ей людей, у семей лютеран, живших в селе Ляхово - своя. Наша же дорога к этому храму, а точнее к монастырю, будет исследовательской и познавательной...

Итак, в путь? Но сначала немного истории того места, куда мы отправляемся.

История основания женского монастыря Тихвинской иконы Божьей Матери начинается с истории иеросхимонаха Нила Крючского, который добровольно, ища уединения, чтобы всего себя посвятить молитве Богу, отправился на долгое проживание на остров Козел в большом топком болоте. Данное болото находится восточнее поселка Локня Псковской области, посередине болота есть озеро Селезень. Вот что об этом говорится в житии Нила Крючского.
«…отец Нил сподобился небесного откровения. Явилась ему Матерь Божия и утешила его, а потом сказала: «Иди на остров Козел. И возьми с собой Мой образ Тихвинский, еще возьми топор и больше ничего не бери. Там найдешь душевный покой»…»


Отец Нил подвизался на острове в посте и молитве 18 лет. Для умерщвления плоти он носил вериги весом 22 фунта и жесткую власяницу. Эти вериги в настоящее время находятся в церкви, где служил духовник его, отец Илия (Скуфейка, вериги и частица епитрахили подвижника в настоящее время хранятся в Троицкой церкви с. Миритиницы Локнянского района Псковской области – прим. ред. )
… Слух об отце Ниле дошел до самого Санкт-Петербурга, и там заговорили о пустынножителе. Вместе с этим слух дошел и до владельца того острова Козел, он так сильно восстал против отца Нила, что даже выгнал его с острова. По всей видимости с того времени остров Козел стал называться Баринов остров, под таким названием его знают жители близлежащих деревень.

Отец Нил взял икону Божией Матери и топорик и с горькими слезами вышел из своей любимой пустыньки. ...пустыннолюбец нашел.. место, называемое Волчуха. Это тоже был остров… Источник цитаты: hramnagorke.ru
Интересно, но в своем добровольном затворничестве и посвящении себя служению Богу, умерщвлению плоти отец Нил повторил подвиги и откровения христианских святых и других православных преподобных отцов. Вся жизнь иеросхимонаха Нила была безгрешна и праведна, посвящена служению Богу, для меня странно, почему он еще не канонизирован Русской Православной Церковью?
«В городе Санкт-Петербурге проживала вдова почетного гражданина - госпожа Зиновьева Ольга Дмитриевна, у нее были дети: сын и дочь. Она была очень богатая... также была очень религиозна. Но вот Зиновьеву постигло большое горе, любимый сын ее погиб трагически, он застрелился из-за любви или еще по какой причине, точно неизвестно. Несчастная мать, убитая горем, нигде и ни в чем не могла найти себе утешения. По воле Божией, Зиновьева прослышав про отца Нила, решила поехать на остров Волчуха, что она и сделала. ... Отец Нил ей сказал: «Не плачь, надейся на Бога, таково попущение Божие. Если ты хочешь облегчить загробную участь души твоего сына, то на этом месте выстрой святой храм трехпридельный: во имя Тихвинской иконы Божией Матери, св. равноапостольной княгини Ольги и святителя Николая Чудотворца, имя которого носил твой сын, а затем корпус для сестер и все необходимые монастырские постройки».

Ольга Дмитриевна с радостью приняла указания отца Нила; приехав в Санкт-Петербург, она распродала все свое имение, из которого выделила часть своей дочери, с поспешностью поехала к отцу Нилу и по указанию его выстроила прекрасный храм и чудную обитель, на удивление всем». Источник цитаты: hramnagorke.ru
На этом месте позволю себе остановиться. Давайте посмотрим другой источник о Зиновьевой О.Д. и ее семье из «Псковского паломника».
«У Зиновьевой в том году умерла дочь Евгения, со своим горем она поехала к Сухлову (отец Нил - прим. автора). Вскоре после этого у Зиновьевой умерли муж, невестка и сын…»
Итак, из двух источников не совсем ясно, кто первым умер у О.Д. Зиновьевой: сын или дочь. Чтобы это выяснить, мы обратимся к адресной справочной книге «Весь Петербург" за 1900 год» .
Здесь мы видим (отмечено стрелкой на фото) Зиновьева Николая Александровича, почетного гражданина (Меховой магазин, ул. Пушкинская, 19) и Зиновьева Николая Николаевича (ул. Пушкинская, 19). Тот же справочник на 1901 год называет Зиновьеву Ольгу Дмитриевну уже вдовой потомственного почетного гражданина, но и сын ее, Н.Н. Зиновьев, прослеживается в справочнике вплоть до 1909 года.



Таким образом, можно сделать вывод, что у Зиновьевой О.Д. в короткий период времени умерла именно дочь и супруг, это горе сподвигло ее внять словам отца Нила приступить к строительству монастыря.

Итак, в дорогу! Наш путь начался с ул. Старобазарной поселка Локня через деревню Веретье и далее по лесной дороге до переправы через реку Локня, протяженность его составляет 11,7 км, это расстояние мы преодолеем на автомобиле. Друзья давайте посмотрим карты. На карте РККА 1941 года (лист О-36(В)) мы видим цель нашего похода. Да, этот крестик на карте, обозначающий культовое строение, и есть тот храм, а точнее монастырь, который мы ищем.

Ссылка на карту

Теперь посмотрим более современную карту. Вот и эта дорога. От Веретья до переправы через реку Локню мы вполне можем доехать на машине, это расстояние примерно 6,5 км.

Ссылка на карту



А вот и переправа. Оставим здесь машину и дальше пойдем пешком. Не бойтесь и переходите смело, дно реки в том месте выложено бетонными плитами. В народе это место называют «Кордон».

До монастыря осталось чуть менее 2,5 км. Во время пути давайте дальше ознакомимся с историей монастыря.

Здесь почти полностью я приведу описание Женского монастыря Тихвинской иконы Божьей Матери из сборника «Псковский паломник». 4 выпуск.

«Монастырь существовал непродолжительное время. Он возник в первые годы XX столетия, благодаря трудам и заботам поселившихся здесь старцев. До их прихода сюда, где были только болото и лес, ничего не было. Находился монастырь на границе Великолукского и Холмского уездов Псковской губернии, на островке Волчиха среди топкого болота. В 1890 году в 3-х верстах от Волчихи на острове Козел жил крестьянин деревни Федоровское Влицкого прихода Великолукского уезда Сергей Герасимович Сухлов (отец Нил - прим. автора). Питался он подаяниями крестьян этой местности, которые вначале приходили к нему из любопытства, а потом за житейским советом, ласковым словом, сочувствием, душеспасительной беседой. Островок Волчиха принадлежал помещику Иосифу Петровичу Кастюрину, который подарил его Сухлову в собственность.

В 1899 году благочестивая и богобоязненная крестьянка деревни Барканово Невельского уезда Витебской губернии Степанида Баранова рассказала о Сухлове санкт-петербургской почетной гражданке Ольге Дмитриевне Зиновьевой.

На средства Зиновьевой через болото к Волчихе была проведена дорога, а потом приступили к строительству церкви и необходимых для общины построек. К окончанию строительства церкви в новой общине уже было 20 сестер, которые жили под управлением Барановой до назначения начальницей общины матери Мартирии из Великолукского Вознесенского монастыря. Определением от 7 декабря 1901 - 3 февраля 1902 года Святейший Синод постановил учредить женскую общину в селе Ляхово Великолукского уезда наименованием Тихвинская, с таким числом сестер, какое община будет в состоянии содержать на свои средства (прим. автора: здесь, вероятно, община приписана к селу Ляхово, как самому большому селу поблизости. Ляхово находилось от монастыря примерно в 3-х км).

Деревянная на каменном фундаменте монастырская церковь Тихвинской иконы Божией Матери в селе Ляхово построена в 1903 году. Освящена церковь 19 августа (1 сентября) 1903 года епископом Псковским и Порховским Сергием (Ланиным). Престолов в церкви было три. Кроме главного в приделах были престолы Святителя и Чудотворца Николая и Преподобного Александра Свирского. Николаевский придел был устроен старанием м. Мартирии в 1908 году, ею же лично исполнена вся живопись в приделе. Престол был освящен 30 октября 1908 года местным благочинным о. Никандром Пятницким. Престол Александра Свирского освящен 4 февраля 1910 года. После освящения престола старец Нил (Сергей Герасимович Сухлов) роздал богомольцам кипарисовые крестики собственной работы и листки религиозного содержания. Покровительница общины Тихвинская икона Божией Матери была пожертвована сестрой Зиновьевой, проживавшей в Угличе. Находилась икона слева от Царских врат, пред нею были случаи исцеления от болезней. Колокольня также деревянная на каменном фундаменте, на ней было 5 колоколов. Большой колокол с надписью «Сей колокол пожертвован О.Д. Зиновьевой мая 1903 года, отлит в Гатчине заводом товарищества А.С. Лаврова» весил 19 п. 22 ф. Второй колокол весил 3 п. 22 ф., третий - 1 п. 8 ф., четвертый - 33. ф., пятый колокол - 12. ф.

Жертвователями новой общины были настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Мефодий, настоятель Святогорского монастыря Кирилл, Гусевы, Орловы, Курчанова, Степанида Баранова, матрона Александрова. Петроградский потомственный почетный гражданин Михаил Филиппович Волков пожертвовал общине 180 (по другим данным 237) десятин земли, которую купил у местного помещика. У общины появились пашня, покос, лес. Землю сестры обрабатывали сами, без посторонней помощи. Благотворительницей общины была и супруга Волкова Евдокия Васильевна.

В 1916 году в общине стояли следующие деревянные здания: корпус для настоятельницы с сестрами в 16 комнат, дом с двумя комнатами для ночлега богомольцев, построенный на средства О.Д. Зиновьевой, дом для священника в три комнаты, дом для псаломщика из двух комнат и еще один дом длиной 10 саженей и шириной 4 сажени. Последние три дома построены на доброхотные пожертвования. Еще был дом в три комнаты для неусыпного чтения Псалтири. Пособия от казны община не получала, не имела и зданий, сдаваемых в аренду. Отмечено, что «содержание сестер скудное».

21 февраля 1917 года Святейший Синод своим указом преобразовал Тихвинскую женскую общину в женский общежительный монастырь. Монастырь ждали тяжелые времена… 9 апреля 1924 года Псковский губисполком постановил: «Принимая во внимание контрреволюционную агитацию монашествующих, вредное влияние их на окружающее население, превращение образованных ими трудовых коммун в очаги эксплуатации трудящихся, а также учитывая острую нужду в помещениях для школ, признать необходимым монастыри ... Тихвинский Холм-уезда закрыть».

Можно предположить, что после закрытия монастыря монастырская церковь стала приходской. Косвенное свидетельство того, что церковь в 1925 году еще действовала – отказ Великолукского уисполкома, а вслед за ним Псковского губисполкома, в удовлетворении просьбы церковного совета Тихвинской церкви о передаче ему построек Тихвинской сельхозартели. Судьба сестер Тихвинского монастыря неизвестна, к большому сожалению, неизвестны и их имена. Ни одна из немногочисленных деревень, составлявших некогда приход монастыря, в наши дни не существует. Ныне это предположительно территория Локнянского района.»
Итак, официально монастырь был закрыт 9 апреля 1924 года Псковским губисполкомом, какое-то время церковь монастыря, уже в качестве приходской, продолжала действовать. Когда отсюда ушли люди, как погибло здание церкви, нам неизвестно. Это произошло, скорее всего, после Великой Отечественной войны.

Друзья, вот мы и пришли. Этот холм, поросший деревьями и высокой травой, и есть остров Волчиха. Среди этих деревьев должны быть развалины монастыря, давайте туда поднимемся.


При подъеме на холм мы видим две православные могилы, на одной из которых есть табличка с именем захороненного: Лаврентий Дмитриевич Орлов, 1944 год. Если Вы помните, то в списке жертвователей общины (монастыря), встречается фамилия Орлов.



Чуть далее за кустами находится фундамент трехапсидной церкви. Как мы помним, она была деревянная, и сегодня, к сожалению, сохранился только ее каменный фундамент. Давайте его осмотрим.





Пройдём дальше по вершине острова Волчиха, перед нами появляется в рост человека огромный подвал большого здания, по всей видимости, это был корпус для настоятельницы с сестрами в 16 комнат, построенный в 1916 году. Со слов моего дедушки, хорошо знавшего эти места, деревянный сруб корпуса после войны был перевезен в поселок Локня. Новое здание было построено на площади, где сейчас находится поселковый базар, в нем находились Районный отдел народного образования, Госстрах. В начале 90-х годов здание было снесено.



Если подняться наверх с подвалов, то мы увидим продолжение острова Волчиха, да, он не такой большой!



Исследуя остров, будьте осторожны, среди травы может быть выгребная яма.



На вершине острова мы встречаем огромные ямы, по всей видимости, с острова брали песок для строительства лесовозной дороги. Некоторые части фундамента выкорчеваны из земли, и к какому строению они относятся - определить не представляется возможным. Не удается найти фундамента колокольни.

Территория монастыря во время Великой Отечественной войны была оккупирована фашистами, немцы использовали монастырские постройки для складирования военного имущества, возможно, там был штаб. О нахождении там немецких войск говорят, например, окопы по периметру острова, колючая проволока.

Друзья, пора отправляться в обратный путь, но перед уходом, давайте постоим и немного помолчим. Развалины монастыря заставляют задуматься о том, какие большие силы были потрачены людьми, чтобы облагородить это место, провести дорогу, осушить часть болота, построить церковь, колокольню и другие здания. Сколько человеческих судеб связано было с этим местом, кто-то приходил сюда в поиске душевного покоя и усердно молился, кто-то обрел здесь вечный покой на монастырском кладбище. Монастырь был, как улей, где каждый его житель знал свое место и приумножал в трудах праведных и молитве веру в Бога.

Уважаемый читатель, в заключение хочу тебя поблагодарить, за то, что ты провел какое-то время со мной в этом путешествии. Надеюсь, оно не было скучным. Хочу выразить слова благодарности Иванову Алексею, за сопровождение в поездке и помощь в сборе материала.
23 сентября 2017 года. А.М. Курк
Фотографии автора