Мосты острова Дятлинка

В далёком уже 1977 году А. Лопырёв писал:

«Где и когда в Великих Луках мог появиться первый мост? Вероятно, это был Волоцкий мост, соединявший крепость с гарнизоном на Дятлинке, и появился он, может быть, уже в XII веке. Что ж, в это время на Руси уже умели строить мосты и через большие реки: мост через Днепр в Киеве, например, был построен в 1115 году, а мост через Волхов в Новгороде — в 1133 году.

Поскольку никаких аргументов в пользу других точек зрения в краеведческой литературе не имеется, будем считать, что первые мосты Великих Лук соединяли единственный жилой остров Ловати с правым и левым берегами реки.

Первым источником, дающим сведения о количестве мостов на остров Дятлинку, может служить план Великолукской крепости 1706 года. На схеме видно, что от крепости к острову ведут три моста, а от острова на Правую набережную – один.



Судя по всему, к началу 19 века мостов на Дятлинку осталось два. Имелись у них свои собственные «имена»: Волоцкий и Спасо-Преображенский (по названию церкви, стоявшей на острове). Иногда оба моста именовались Преображенскими. Так А.И. Пульхеров, рассказывая о городских расходах на содержание мостов, сообщает, что в 1805 году губернатор распорядился «для прохода 10000 войск починить Преображенские мосты, соединяющие с двух сторон остров Дятлинку с городом».

Мосты острова Дятлинка. Начало 20 века.  Мосты острова Дятлинка. Великие Луки. Преображенский мост. 1936 год.

На плане 1706 года рукава Ловати, «обнимающие» остров с двух сторон, называются речка Дятлинка и р. Володь (Волоть). В связи этими названиями существует версия о том, что мост к крепости назывался Преображенским, а к Торговой площади – Волотским (Волоцким). Тем не менее, пока не найдено документальных подтверждений, будем придерживаться традиционной версии.

Спасо-Преображенский мост до конца XIX столетия имел временный характер и осенью его разбирали, чтобы весной не снесло ледоходом, а затем, когда спадала вешняя вода, вновь собирали, и Городская управа какое-то время перевозила великолучан на Дятлинку и обратно на лодках.

Видимо, расходы на содержание мостов были столь велики либо хлопотны, что их каким-то образом передали Преображенской церкви. Церкви, разумеется, это не слишком нравилось, и в 1873 году последовало ходатайство в Городскую думу о принятии содержания двух мостов, соединяющих остров Дятлинку с городом, на счёт городских средств.

По этому случаю гласный Думы бывший учитель приходского училища В.Н. Кочевицкий предложил «уничтожить остров Дятлинку, выселив жителей в город, так как поселение на островах в ущерб городским жителям, причиняемый излишним сбором на содержание мостов, не должно быть допускаемо».

Благо, никто Кочевицкого не послушал, и порядка сорока домов с двумя сотнями жителей, а также Преображенская церковь и мосты остались на своих местах.



Согласно аэрофотосъёмке города, два моста в этом месте сохранялись вплоть до 1941 года. Это если не брать в расчёт капризную Ловать, которая периодически мосты сносила. Так, например, в 1915 году снесло Волоцкий мост. Тогда была затоплена вся Правая набережная и почти половина Торговой площади. А 1922 году ледоходом был сломан Преображенский мост.



Следующий этап в истории мостов острова Дятлинка – это послевоенный период. К моменту окончания активных военных действий мосты, ведущие на остров, погибли. Из пояснительной записки к генеральному плану города от октября 1944 года следует, что на тот момент уцелело всего два деревянных моста через Ловать: с площади Ленина на улицу Р. Люксембург (Большой мост) и «подлежащий разборке в паводок» мост с улицы Ленина на улицу Спартака.



На плане города 1950-х годов отмечен только один мост на остров Дятлинку – в районе теперешнего бетонного моста, соединяющего остров с правым берегом реки. На тот момент мост был деревянным. Позднее его заменил бетонный собрат, хорошо знакомый всем горожанам. В планах города произвести капитальный ремонт этого моста.

В 1960-х – 80-х годах существовал ещё один мост, ведущий на остров Дятлинку. Он соединял правый берег Ловати (от водовозного спуска) и Дятлинку. Как вспоминают великолучане, это был узкий пешеходный деревянный мост, который ежегодно сносило половодьем, но его терпеливо восстанавливали. Ходить по нему было страшновато.



Герой книги В. Козлова «Приходи в воскресенье», вернувшись в город после многолетнего отсутствия, рассказывает:

«Дятлинка тоже изменилась. Канатного висячего моста, который протянулся с берега на Дятлинку, не было. Там раскинулся городской пляж с грибками, волейбольной площадкой. Висячего моста не было, зато были деревянные клади. По этим кладям я и перешел на остров. Доски подо мной прогибались и смачно шлепали по воде».

Является ли этот отрывок из книги абсолютно документальным, или автор немного видоизменил свои воспоминания о городе, точно сказать пока не представляется возможным. Также непонятно: называл ли автор «деревянными кладями» именно кладки или речь идёт о понтонном мосте, который вплоть до середины 1990-х годов соединял Дятлинку с левобережьем.



В 1995 году вместо понтонного моста, который ежегодно демонтировался осенью и вновь наводился весной, началось строительство бетонного подвесного моста. Мост этот так полюбился молодоженам, что в настоящее время буквально весь увешан замками, по мнению молодоженов олицетворяющими крепость семейных уз.




Источники:
1. Козлов В. Ф. Приходи в воскресенье [Текст] роман / В. Ф. Козлов. - Москва: Современник, 1976. - 368 с.
2. Лопырев А.П. Город моего детства: Воспоминания о Великих Луках. – Л.: Лениздат, 1985.
3. Пульхеров А.И. Великолукское городское общественное управление 1785-1891 г. Историческое обозрение, - Псков: Типография Губернского Правления, 1892.
4. Фотографии из архивов Светланы Ивановой, Федора Иванова и В.В. Орлова.
5. Фото понтонного моста - https://pastvu.com/p/783573. Автор Сергей Бессмертный. Дата съёмки – 1987 год.