Большой мост

Мост через Ловать, соединяющий Торговую и Покровскую площади, появился в Великих Луках во второй половине 18 века, когда через город прошёл Белорусский почтовый тракт.

Тракт, а следовательно и мост, имели государственное значение. Мост построили за госсчёт, и был он высоким, вровень с берегами. Движение по тракту было интенсивным, и в 1798 году этот мост окончательно обветшал. Его заменили новым плавучим мостом и передали на баланс городу, обязав также городские власти оборудовать паром для перевозки тяжёлых грузов. Паром в городе появился лишь спустя 6 лет после постройки нового моста, в 1805 году.

Но, судя по всему, городской казне не под силу было содержать мост, и в 1816 году эта переправа через Ловать снова передаётся государству. Процесс передачи моста разным владельцам продолжался до 1907 года, когда заботы о Большом мосте легли на плечи уездного земства.

В 1910 году уездное земство, обследовав мост, пришло к решению, что постоянно вкладываться в капитальный ремонт деревянного моста бессмысленно и необходимо решить проблему кардинально, выстроив мост железный. Был даже сделан запрос в Министерства Путей Сообщения с целью выяснить возможность приобретения «одного из старых железных двухколейных мостов длиною около 50 саженей для замены деревянного Большого моста». К сожалению, Первая мировая война нарушила планы уездного земства, и этой затее не было суждено осуществиться.

А.П. Лопырёв так описывает Большой мост начала 20 века: "Это был деревянный мост на сваях, забитых в дно реки. Перед устоями моста, чтобы защитить их от ударов льдин во время ледохода, были установлены льдорезы в виде клиньев, выходящих из воды. Проезжая часть моста была выстлана толстыми досками. По правой и левой стороне моста были пешеходные дорожки, отделённый от проезжей части деревянным брусом. Со стороны реки пешеходные дорожки были ограждены деревянными перилами. Мост был высокий, значительно выше берегов. А чтобы вода не застаивалась на его настиле, он был выгнут едва заметной дугой со склоном в сторону берегов. Для удобства пешеходов были сделаны лестницы, сходы с моста на бульвары левого и правого берега".

Большой мост был снесён в 1923 году и на его месте из сосновых брёвен построили точно такой же мост, который простоял до 1941 года, затем был сожжён во время бомбёжек города. После войны мост был восстановлен и благополучно прожил предположительно до весны 1956 года, когда был снесён ледоходом и больше уже не восстанавливался, так как к тому времени чуть ниже по течению был выстроен новый мост, соединивший центральную улицу Ленина и заречную улицу Спартака.

Большой мост, конец 19 века. Большой мост, начало 20 века. Ледоход. Большой мост, общий вид с крепости.  Большой мост на немецкой аэрофотосъёмке. Июль 1941 года.
Взорванный большой мост.  Август 1941 года. Большой мост. Послевоенные Великие Луки. Большой мост. Послевоенные Великие Луки. Большой мост. Послевоенные Великие Луки.
Сломанный ледоходом Большой мост, 1950-е годы.


Источники:
1. Лопырев А.П. Город моего детства: Воспоминания о Великих Луках. – Л.: Лениздат, 1985.
2. Пульхеров А.И. Великолукское городское общественное управление 1785-1891 г. Историческое обозрение, - Псков: Типография Губернского Правления, 1892.
3. Фотографии из архивов П.Г. Бычкова, В.В. Орлова, В.Н. Павлова.