Личный архив Натальи Дюбиной - Моя учёба в начальной школе в 1960-1964 годах.
Сейчас в альбоме 11 фотографий



Фото № 1.

1 сентября 1960 года я пошла в первый класс железнодорожной средней школы № 66, через год школе изменили номер на 49. Вот фотография моей школы в те далёкие годы. Здесь сфотографирован не фасад здания и парадный вход в школу, а внутренний школьный двор с пришкольным участком, на котором ребята учились выращивать какие-то сельскохозяйственные культуры. На данном снимке видна небольшая плантация зерновых, а перед ней стоят три учительницы школы и среди них моя мама (крайняя слева). Позднее, в годы моей учёбы, на пришкольном участке построили теплицу для разведения помидор и других теплолюбивых культур. Хозяйкой в теплице была наша учительница биологии Римма Васильевна Басос.

Фото № 2.

1 сентября дома перед выходом в школу. У моей мамы, так же как и у меня, начинался новый учебный год в её новом 1 "б" классе. В школу нас провожал папа и, конечно же, с фотоаппаратом. Но сделать хорошие снимки торжественной линейки на школьной спортивной площадке, вероятно, не получилось у папы из-за большого количества людей. В те годы школа была переполнена учащимися, в каждой параллели с первого по восьмой классы было по 4 класса, а в каждом классе почти по 40 учеников. Кроме того, 1 сентября многие первоклассники пришли в школу с родителями и поэтому в школьном дворе было очень тесно, народ стоял плотной стеной, из которой нас, первоклашек, быстро увели в наши классные комнаты.

Фото № 3.

Моя парта в 1"в" классе, третья по счёту в ряду у окна. Моя соседка по парте Нина Иванова, впереди меня сидит Наташа Додонова, сзади меня Люся Кудрявцева. Парты покрыты газетой, так как свежая краска ещё не совсем высохла. Чему учат в школе? - "Тонким пёрышком писать учат в школе, учат в школе, учат в школе..." Но в первый месяц нашей учёбы писали мы в тетрадях простым карандашом и очень ждали, когда же учительница разрешит перейти к чернилам и ручке со стальным пёрышком...

Фото № 4.

В конце первой четверти у первоклассников прошло радостное мероприятие. Нас приняли в октябрята! На торжественной линейке, которая состоялась в клубе железнодорожников, наши вожатые, а это были девочки 5-6 классов, прикрепили на парадную форму первоклассников маленькие алые звёздочки с портретом маленького Володи Ульянова. Это событие как-то изменило жизнь коллектива 1"в". У звезды пять лучей, поэтому всех учеников распределили по группам в 5 человек. Эти группы назывались "звёздочками", один из пятерых ребят назначался командиром "звёздочки", для остальных членов "звёздочки" наша учительница Мария Герасимовна предлагала разные поручения. Кто-то становился санитаром и следил за чистотой и опрятным внешним видом товарищей, другой отвечал за полив цветов в классной комнате, третий помогал своим друзьям в учёбе, если возникали трудности. Нас принимали в октябрята 4 ноября, а это был день рождения моей бабушки Елизаветы, которую мы пришли поздравить всей семьёй. Папа сфотографировал меня и бабушку Лизу.

Фото № 5.

В конце первого учебного года на память фотографировались всем классом. В центре наша учительница Мария Герасимовна Забродина - строгая, требовательная, справедливая и добрая! Для меня моя первая учительница была гораздо большим авторитетом, чем моя мама, тоже учительница, но 1 "б" класса. При выполнении домашних уроков я иногда говорила маме - "Я буду делать так, велела Мария Герасимовна, а не так, как ты говоришь!"

Мария Герасимовна не только учила нас читать, писать, решать задачки... Учительница обращала внимание на наши взаимоотношения в коллективе, учила ребят помогать друг другу, выручать в беде, не быть жадными... Однажды я получила строгий выговор от Марии Герасимовны за мой поступок вне школы. На последнем уроке класс пошёл на экскурсию, вышли со своими вещами. т.е. с портфелями. И вдруг я увидела свою бабушку Аню, которая возвращалась из магазина домой. Я подбежала к ней и со словами "Отнеси домой !" вручила бабушке свой портфель. Как же мне потом досталось от учительницы! Разве можно таким приказным тоном обращаться к старшему человеку, даже если это и твоя родная бабушка! А где слово "пожалуйста"? А спросить, может ли бабушка взять твой портфель, ведь у неё в руках ещё и сумка с покупками! Да, я поняла, что поступила некрасиво, как-то по-барски... Стыдно стало!

Вот ещё один эпизод из школьной жизни. Весной, в апреле, кто-то из взрослых заглянул в класс во время урока и попросил нашу учительницу выйти на минутку. Мы остались одни, прошла минута, другая... Учительница не возвращалась, и мы естественно начали разговаривать, шалить. В классе стоял шум и гам, когда наконец-то появилась наша Мария Герасимовна. Ребята притихли в ожидании того, что сейчас нам будет взбучка за безобразное поведение. Но этого не произошло! Наша первая учительница вернулась на урок взволнованной и радостной, она принесла нам добрую весть - " Дети! Сегодня в нашей стране, да и во всём мире произошло удивительное событие - запуск космического корабля "Восток 1" с человеком на борту. Первым космонавтом в мире стал наш советский лётчик Юрий Алексеевич Гагарин! Полёт успешно завершён, и космонавт уже приземлился!" Вот тут уже мы во всю силу хлопали в ладоши и кричали "УРА!!!" Это произошло 12 апреля 1961 года.

Фото № 6.

Уроки сделаны, можно и почитать. В те далёкие детские годы чтение было одним из самых любимых моих увлечений. Часто в подарок получала книги от родителей и родных. К окончанию 1 класса папа подарил мне большой сборник повестей Аркадия Гайдара. Однажды из командировки он привёз мне китайские народные сказки под названием "Золотой фонарик". На день рождения мне подарили книги "Приключения Незнайки и его друзей" и "Пять весёлых повестей" Анатолия Алексина. Любимыми домашними книгами в детстве были сказки Бажова и сказки Андерсена, в очень простеньком издании на серой бумаге и без иллюстраций, но читала их и перечитывала по многу раз... Во втором классе я была записана в детскую городскую библиотеку, которая находилась тогда на ул. Нелидовской, а позже переехала по новому адресу на ул. Гагарина в районе железнодорожного вокзала. Возле автобусной остановки построили жилой 5-этажный дом, на первом этаже которого и разместилась наша библиотека. Помню, что многие ребята в классе охотно читали и приносили в класс свои книги, чтобы показать друзьям, рассказать о прочитанном, обменяться книгами. И не только это. Если книжка была интересной и увлекательной, то можно было на переменке её почитать. Иногда мы читали даже во время урока. Но только в том случае, если заданные примеры, задачки по арифметике, упражнения по русскому языку уже выполнены, а между тем учительница какое-то время занимается с нерадивым учеником, объясняя тому его ошибки. Тогда из парты вытаскивалась на колени книга и чтение продолжалось тихонько, тайком! Мне казалось, что я и мои друзья читаем в своё удовольствие незаметно для учительницы. Теперь же я понимаю, что Мария Герасимовна конечно видела, чем заняты её хорошие ученики, но позволяла это чтение из тех соображений, что чем впустую разговаривать и баловаться на уроке без дела , пусть уж лучше ребята читают. Но стоило учительнице повысить голос и призвать наше внимание, книги тут же задвигались в парту. Но однажды вместо заболевшей Марии Герасимовны урок проводила пионервожатая Мария Борисовна, которая, заметив, что я что-то тайно читаю, отобрала у меня интересную книгу и не очень скоро вернула её моей маме с замечанием в мой адрес. Честно скажу, я не устыдилась, мне только было очень жалко, что чтение прервали на самом интересном месте и так долго я не могла узнать судьбу маленького Гавроша. Книга называлась "Приключения Гавроша".

Фото № 7.

В мои детские годы мама часто читала мне книги, разучивала со мною стихи и песни. Во втором классе мама привела меня в школьный хор учеников начальной школы. Репетиции проходили после завершения всех уроков 2-ой смены. Мама сопровождала меня на эти вечерние хоровые занятия ещё и потому, что она помогала молодым коллегам - руководителю хора Алевтине Николаевне Фроловой и аккомпаниатору Жене Пестрикову проводить репетиции. Среди хористов были и ученики её класса. Какие песни мы пели тогда? Конечно же октябрятские и пионерские - "Эх, хорошо в стране советской жить! Эх, хорошо страной любимым быть! Эх, хорошо все книжки прочитать! Все рекорды мира перегнать-перегнать!..." , "Взвейтесь кострами синие ночи, мы - пионеры, дети рабочих..." и ещё шуточная песенка про клоуна Петрушку... В те годы в городском драматическом театре проводили для школ смотры художественной самодеятельности, на которых наш хор выступал очень успешно. У нас была парадная концертная форма - у мальчиков чёрные брючки, у девочек чёрные юбочки и у всех белые рубашки/блузки с длинным рукавом. А на груди под воротник блузки или рубашки девочкам и мальчикам прикрепляли большие шёлковые банты тёмно-синего цвета в белую крупную горошку. Нам говорили, что мы очень эффектно смотрелись на сцене. Пел наш хор не только на смотрах художественной самодеятельности железнодорожных, а потом и городских школ. По случаю государственных праздников ( 7 Ноября, 1 Мая, 23 Февраля, 8 Марта) на предприятиях города проходили так называемые торжественные собрания. После официальной части обязательно был концерт. Вот на такие концерты нас и приглашали. По договорённости начальства с директором нашей школы мы приходили на предприятия, расположенные недалеко от школы. Выступали с концертной программой перед рабочими и служащими в "красных уголках" (так назывались небольшие залы в административных зданиях предприятий). Принимали нас очень хорошо и тепло! Среди присутствующих в зале часто оказывались родители наших юных хористов и им было приятно и радостно видеть выступление своих детей. Приходилось нам петь для трудящихся паровозного депо, для коллектива железнодорожных строителей СУ-323, в котором долгие годы трудился мой отец.

Фото № 8.

20 апреля 1963 года. Нас принимают в пионеры. Это событие происходило у памятника Ленину на привокзальной площади. Кроме четырёх классов нашей школы, как мне помнится, на площадь пришли ученики ещё одной железнодорожной школы. Поэтому так много ребят на фото.

Фото № 9.

День выдался пригожим и очень тёплым, поэтому нам разрешили снять пальто. Нарядные, в парадной пионерской форме, мы громко хором произнесли пионерскую клятву, и пионервожатые-старшеклассницы повязали нам красные галстуки. С тех времён запомнились такие слова - "Как повяжут галстук, береги его, он ведь с нашим знаменем цвета одного".

Фото № 10.

Наша пионерская дружина школы № 49 носила имя героя Советского Союза Александра Матросова. Несколько раз в учебном году проходили торжественные сборы дружины. Чаще всего их проводили в клубе им. Ленина. Как правило, на сбор дружины приезжали военные гости из полка им. Александра Матросова. Это были несколько солдат - отличников боевой и политической подготовки и с ними старший офицер. На фото офицер выступает перед пионерами с приветственным словом. А на сцене стоят девочки нашего уже "4"в" класса, среди которых и я. Вероятно, мы читали какие-то короткие стихи, это называлось тогда "выступить с монтажом на заданную тему". Или же рапортовали о добрых пионерских делах своего отряда. Вспоминаю, что те годы лучшим пионерским отрядам присваивали имя "Отряд-спутник семилетки". Почему "спутник семилетки"? В то время наша страна жила по плану, разработанному на семь лет вперёд. Среди трудящихся ширилось движение за ударный труд на благо Родины и за досрочное выполнение семилетнего плана. Пионерам следовало брать пример с передовиков производства и стараться быть лучшими в учёбе и общественной жизни школьного коллектива. И вот на сборе дружины торжественно объявляли, какие отряды достойны звания "Отряд-спутник семилетки". Наш пионерский отряд получил это звание! Отличительной чертой такого отряда от всех остальных были пилотки голубого цвета на головах пионеров. Вот именно наличие пилоток нам нравилось больше всего! Сбор дружины заканчивался показом художественного кинофильма, который мы очень ждали и всегда заранее интересовались у пионервожатой Светланы Генриховны Вержбицкой какой это будет фильм. Чаще всего показывали кино на патриотическую тему, например "Чапаев" или "Александр Матросов". Но были и другие - "Тимур и его команда", забавный фильм "Приключения Толи Клюквина" или какая-нибудь сказка.

Фото № 11.

Май 1964 года. Мы заканчиваем 4 класс и прощаемся с нашей первой учительницей Забродиной Марией Герасимовной, заслуженной учительницей РФ. Она была для нас не просто учительницей, за эти четыре года Мария Герасимовна стала нашей второй мамой, которая учила нас письму, чтению, арифметике, а также и уму-разуму, воспитывала учеников как своих родных детей. Учительнице можно было пожаловаться, если вдруг что-то заболит, если кто-то тебя несправедливо обидит... Вспоминаю, как иногда Мария Герасимовна уходила от темы урока и вела с нами беседы о жизни, рассказывала какие-то поучительные житейские истории, случаи из своей педагогической практики в качестве молодой учительницы в трудные военные годы, когда школьные уроки прерывались из-за бомбёжки и потом не все ученики возвращались в класс, были убитые и раненые дети... Мы слушали свою учительницу, верили ей, поднимали руку, чтобы высказать своё мнение о чём-то важном, волнующем нас. И Мария Герасимовна давала нам возможность поговорить, терпеливо выслушивала выступления и бойких учеников, и робких немногословных ребят. Очень часто мы слышали от нашей учительницы такие слова - "Дети, ваши мамы и папы в цехах завода, фабрики, предприятия работают на совесть. И также на совесть вы должны учиться в школе. И потом в жизни любое дело должны делать на совесть". Вот такой завет моей первой учительницы я помню до сих пор и стараюсь его не нарушать.