Личный архив Натальи Дюбиной - Семейные сюжеты 1950-60 годов.
Сейчас в альбоме 8 фотографий
С каждой из этих фотографий связаны воспоминания моего детства.



Фото № 1.

Мне 6 лет. Мама принесла новую книжку, которую мы читаем вместе. В детстве у меня было много игрушек, но пожалуй ещё больше детских книг. Помню, что чаще всего я обращалась с просьбой к маме, папе, бабушке - "Почитай мне!" Любимыми книгами были сказки Пушкина (о царе Салтане), Бажова ("Серебряное копытце"), "Приключения Незнайки" Е. Носова, "Катруся уже большая" украинской писательницы Натальи Забила, сборник советских писателей "Рассказ за рассказом" и толстая книга в твёрдом переплёте, которая называлась "Круглый год. 1958". В этой книге по разделам "Весна", "Лето", "Осень", "Зима" были собраны интересные стихи, рассказы и сказки. Очень мне нравились детские журналы "Весёлые картинки" и "Мурзилка". К 6 годам я знала все буквы и умела читать слова, но первой, самостоятельно прочитанной мною книгой, была забавная история "Бобик в гостях у Барбоса", которую мама подарила мне со словами - "Эту книжку ты сама прочитаешь нам вслух." Бывали случаи, когда родители по каким-то причинам оставляли меня дома одну. В одиночестве я не скучала, лучшим занятием для меня были книги. Со стопкой своих детских книжек я устраивалась уютно в уголке дивана и просматривала одну книжку за другой, вспоминая содержание прочитанных мне не один раз сказок, рассказов и стихотворений, рассматривая забавные цветные иллюстрации.

И ещё комментарий к этой фотографии. На мне платье, которое в нашей семье называли "шахматным". Красное фланелевое платьице с рисунками разных игрушек: детская пирамидка, мишка, юла, зайчик... А название "шахматное" потому, что мой папа купил мне этот наряд в Москве на деньги, которые он получил в качестве приза за победу в каком-то московском шахматном турнире.

Фото № 2.

Лежу на диване и слушаю музыку. Передо мной простенький проигрыватель для пластинок. В середине 50-ых годов прошлого века проигрыватель стал вытеснять любимый и доступный для многих слоёв населения патефон. Но не каждая семья могла вот так вот просто приобрести проигрыватель, думаю из-за материальных затрат, а, возможно, не всегда проигрыватели были в доступной продаже... Но зато в городе появились прокатные пункты, где "на прокат" на небольшой срок и за определённую плату давали в пользование предметы бытовой техники, а именно : стиральные машины, швейные машинки, проигрыватели, фотоувеличители для печатания фотографии в домашних условиях и много чего ещё. А пластинки можно было купить в магазине "Мелодия" на ул. Ленина. У нас в доме были пластинки с популярными в те годы песнями, пластинки с выступлением Аркадия Райкина, Тарапуньки и Штепселя. Проигрыватель появлялся в доме накануне какого-либо праздника, на который мои родители приглашали гостей. Но ещё до наступления праздничных дней мы с мамой с удовольствием слушали пластинки с любимыми песнями. Бывало, что мама и папа, а вместе с ними и я, дружно подпевали исполнителям песен. Звучала мелодия вальса, и тогда папа отодвигал большой стол из центра комнаты к окну , освобождая пространство для танца. И вот мои мама и папа танцевали вальс, а я просто кружилась по комнате под звуки музыки. Потом папа подхватывал меня на руки и продолжал вальсировать со мной. Моя бабушка Аня сидела в сторонке на стуле, и я очень хорошо помню, какими добрыми и счастливыми глазами она смотрела на нас! Потом папа усаживал меня на диван, подходил к бабушке ( к своей тёщеньке! ) и приглашал её на тур вальса. Бабушка махала руками, отнекивалась (у неё тогда болели ноги), но потом всё же соглашалась и они с папой совершали по комнате один круг вальса.

Фото № 3.

Впервые иду в театр. Всей семьёй смотрели детский спектакль-сказку "Иван да Марья". Папа сфотографировал меня, маму и бабушку у памятника Рокоссовскому. Это была весна 1958 года, мне ещё 5 с половиной лет. Мне понравился зрительный зал с мягкими креслами, ковровыми дорожками на полу и бархатный, вишнёвого цвета, занавес на сцене. Огромное впечатление на меня произвели декорации спектакля и световое оформление сцены. В течение театрального действия кулисы несколько раз меняли расцветку - от утренних нежно-голубых и лазоревых до жёлтых и багряных в вечернем закате, которые постепенно переходили в синие ночные сумерки. Это было сказочно красиво!!! И вот тогда, после первого посещения театра, у меня сложилось такое представление, что театр - это чудо!!! И так я думаю до сих пор..

Фото № 4.

Лето 1954 года. Мои папа и мама (слева) и папин брат с женой (справа) 2 недели провели в Опухликах в доме отдыха Министерства Путей Сообщения. Мужчины одеты в форменные кители с погонами, и я не знаю, почему так... Война кончилась 9 лет тому назад. Может быть это была официальная форма железнодорожников? Папин брат был машинистом, а мой папа тогда тоже работал в железнодорожной организации ...Через 4 года мама и папа поехали в этот же дом отдыха вместе со мною. В то время не было семейных путёвок для родителей с их детьми. Меня привезли в Опухлики на свой страх и риск - может быть разрешат ребёнку отдыхать вместе с родителями? В администрации дома отдыха маме сказали, что девочку возможно будет оставить, если другие отдыхающие и проживающие с мамой в одной комнате тёти не будут возражать... Когда мы с мамой пришли в назначенную для нашего проживания комнату и спросили у присутствующих, можно ли ребёнку две недели жить и спать с мамой в этой комнате, все промолчали... Но не возразили! И это было хорошо для нас. Так я осталась с родителями. В те годы дом отдыха "Опухлики" состоял из двух длинных одноэтажных корпусов - женского и мужского. Думаю, что в каждом корпусе было 8-10 комнат на 8-10 отдыхающих. Столовая находилась в деревянном летнем помещении с верандой. За столиками сидело по 6 человек. Утром за завтраком отдыхающие получали меню с возможными блюдами на следующий день, делали выбор и отмечали в меню свои пожелания. Мне очень нравилось вместе с мамой решать, что бы нам хотелось получить на завтрак, обед и ужин. Прошло несколько дней. С утра и до вечера мы с родителями проводили время возле озера, папа катал нас на лодке, ходили в лес за земляникой, гуляли по посёлку. В общую комнату женского корпуса приходили только ночевать. Получилось так, что я совсем не мешала другим отдыхающим тётям и они меня полюбили! Оказывали мне дружелюбные знаки внимания и расположения, угощали конфетами.

Фото № 5.

Вот моя фотография, сделанная летом 1958 года фотографом из дома отдыха. Видно по всему, что отдых пошёл мне на пользу. Здесь в Опухликах я, городской ребёнок, впервые попробовала и пила 2 недели парное молоко, которое мама по договорённости покупала для меня в семье Морозовых. Дядя Витя Морозов был работником водокачки в доме отдыха, его семья проживала тут же на территории. Сейчас в санатории "Голубые озёра" на самом берегу озера сохранился участок, где стоит этот дом работника водокачки.

Фото № 6.

Зима или ранняя весна 1957 года. Мама на улице Нелидовской, на которой жила наша семья несколько лет. Слева большой деревянный забор, а за ним стоит железнодорожная больница. Справа видны два многоэтажных дома, а третий, похоже что ещё строится. Невысокий забор ограждает строительную площадку. Вот на этой же стороне и находился небольшой деревянный дом-барак с несколькими небольшими квартирами, в которых проживало несколько семей, в том числе и наша. Отопление печное, все "удобства" во дворе. Воду носили из колонки, в этом помогали даже мы, маленькие дети. С моим другом Сашей мы ходили на колонку с маленьким ведёрком. Сашка нажимал тугую ручку колонки, а я подставляла ведёрко. Домой несли аккуратно, чтобы не расплескать воду. И всё же родители были довольны своими жилищными условиями. Мама рассказывала, что в первое послевоенное десятилетие в наших Великих Луках были большие проблемы с жильём. Получить отдельную, хоть и маленькую квартирку в построенном после войны бараке, было большим счастьем для молодой семьи.

Фото № 7.

Весной 1957 года наша семья переехала на новую квартиру в дом 96 "а" по ул. Торопецкое шоссе. Двухэтажный, 15-квартирный дом находился почти рядом со школой, где работала моя мама, в этой же школе потом училась и я. Через дорогу от дома небольшая площадь конечной остановки городского автобуса № 1, за которой был виден корпус мебельной фабрики. За домом был большой пустырь и далее железнодорожные пути, по которым паровозы шли в депо. Наша квартира была однокомнатной, но родители очень радовались ей! Ещё бы - центральное паровое отопление, водопровод, санузел, ванная с титаном, который надо было топить дровами. На кухне печка для готовки еды. Но в 1963 году печки во всех квартирах разобрали и установили газовые плиты с газом в баллонах, что тоже было новшеством в городской жизни Великих Лук. На фото папа и мама у подъезда нашего дома.

Дом был ещё примечателен тем, что в нём на первом этаже располагалось почтовое отделение (кстати, оно действует там до сих пор). Поэтому жильцы нашего дома всю свою почтовую корреспонденцию получали в первую очередь. Почтовые ящики висели на дверях квартир, и когда утром почтальон приходил к нам и опускал в наш ящик первую почту, мы слышали лёгкий стук. С возгласом "Почта пришла!" я неслась к входной двери и забирала то, что принёс для нас почтальон. С утренней почтой мы получали газеты "Великолукская правда", "Псковская правда", "Пионерская правда", а потом и "Комсомолку", желанные письма от наших многочисленных родственников. Вторая почта прибывала после обеда, т.е. после 14 часов. Это были центральные газеты "Правда", "Известия", раз в месяц журналы "Работница", "Здоровье", "Огонёк", в какие-то годы журнал "Крокодил". Для меня мама выписывала журналы "Весёлые картинки", "Мурзилка", "Пионер", "Костёр".

Фото № 8.

Конец 50-ых, начало 60-ых. Мои мама и папа дома. Фотографировал сам папа, он был фотографом-любителем, но многое знал и понимал в фотоделе. Снимал фотоаппаратом "ФЭД", у которого есть режим ожидания съёмки. За 10 секунд после установки камеры для работы в нужном режиме сам фотограф успевал занять место перед объективом аппарата и таким образом попадал в кадр. Именно так и был выполнен этот снимок. Папа и меня научил фотографировать, проявлять плёнку и печатать фотографии. После того как появились цифровые камеры и имеется возможность обработать снимки в компьютере, методы работы над фотографией в прошлые десятилетия покажутся сегодня молодым фотографам неудобными и трудоёмкими. Но как же радовались мы удачному снимку, хорошему качеству фотобумаги! И гордились, если могли порадовать родных и друзей хорошими фотокарточками, изготовленными самостоятельно. Кроме фотодела у моего папы были и другие увлечения. Шахматы, рыбалка и ... пение. С 1961 по 1963 годы мои мама и папа пели в хоре клуба железнодорожников, которым руководил хормейстер Галапов Николай Васильевич. Вечерами, после работы, ходили на репетиции хора и часто брали меня с собой. Я, в те годы ученица начальной школы, была хорошей проказницей , на моём счету было достаточно шалостей и провинностей. Мои родители опасались оставлять без должного внимания такую озорницу. На репетиции хора я сидела в сторонке на стуле и с книгой в руках. Пока взрослые пели, я тихо и мирно читала интересную книгу. Но всё же невольно прислушивалась к тому, что происходило в репетиционной комнате. Я знала весь репертуар хора, и дома мы порою с родителями, когда у них бывало хорошее настроение, вместе пели эти песни. "Главное, ребята, сердцем не стареть...", "Что стоишь качаясь тонкая рябина...", " Пропел гудок заводской в конце рабочего дня, и снова у проходной встречает милый меня...", "... с ветки облетает черёмухи цвет, в жизни раз бывает восемнадцать лет!". Были и патриотические песни о Родине, о партии, очень суровая песня "Бухенвальдский набат". Помню, как Николай Васильевич шутками и прибаутками учил хористов мастерству пения. " Вы должны непрерывно держать ноту, пока я вам рукой не подам знак "стоп" ! Пусть это будет долго, пусть может быть я выйду из комнаты, пойду в буфет попить чайку, а потом вернусь к вам, а вы должны всё ещё тянуть ноту и остановить пение по взмаху моей руки! Вот так". Потом мы с бабушкой были на отчётном концерте хора. Это было замечательно! На сцену клуба железнодорожников вышел коллектив хора в полном составе. Мужчины в строгих тёмных костюмах, а женщины в нежно-голубых шёлковых платьях, длинных до пола. Исполнили весь свой репертуар, пели очень красиво и проникновенно, заслужив громкие долгие аплодисменты. Я так все ладошки себе отбила! Были у хора и гастрольные выступления. Летом 1961 года я вместе с хором и родителями съездила в Новосокольники.