Анатолий Курк, краевед

Локнянский монастырь Тихвинской иконы Божьей Матери

У каждого дорога к храму своя. У иеросхимонаха Нила (в миру - Сергей Герасимович Сухлов) эта дорога была полна лишений и страданий, на которые он обрек себя во имя Господа. Своим благочестием, непоколебимой верой и т.д. он заслужил почитание на Локнянской земле и далеко за ее пределами. У Зиновьевой Ольги Дмитриевны - вдовы потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга - дорога к храму легла через смерти близких ей людей, у семьи лютеран, живших в селе Ляхово - своя. Наша же дорога к этому храму, а точнее к монастырю будет исследовательской и познавательной...

Итак, в путь? Но сначала немного истории о том месте, куда мы отправляемся. История основания женского монастыря Тихвинской иконы Божьей Матери начинается с истории иеросхимонаха Нила Крючского, который добровольно, ища уединения, чтобы всего себя посвятить молитве Богу отправился на долгое проживание на остров Козел в большом топком болоте. Данное болото находится восточнее поселка Локня Псковской области, посередине болота есть озеро Селезень. Вот что об этом говорится в житии Нила Крючского.

«… отец Нил сподобился небесного откровения. Явилась ему Матерь Божия и утешила его, а потом сказала: "Иди на остров Козел. И возьми с собой Мой образ Тихвинский, еще возьми топор и больше ничего не бери. Там найдешь душевный покой". При этом отец Нил увидел и тот остров, о котором говорила Пречистая.

Источник снимка иконы

Ночью отец Нил потихоньку вышел из дома. Сначала он пришел к своему духовнику отцу Илии (Вероятно, священник /с 1868 года/ церкви Преображения Господня погоста Влицы Илия Михайлович Алфеев – прим. ред. ). Там он исповедался и причастился Святых Таин, а также получил, как благословение, - крест и Евангелие. Простившись с добрым батюшкой, отец Нил пошел по указанию Божией Матери на остров Козел, который находился в 50-ти верстах от села Федоровское (Село Федоровское Великолукского уезда, ныне Локнянского района – место рождения иеросхимонаха Нила Крючского – прим. ред. )


Подойдя к тому месту, отец Нил увидел девственную пустыню, в которой, казалось, еще не ступала нога человека. Кругом раскинулось непроходимое вязкое болото. Осмотревшись и призвав в помощь Бога, отец Нил с трудом пробрался на остров. Там он выбрал наиболее удобное место, на котором стояла высокая и в тоже время кривая береза. Перекрестившись, отец Нил повесил на вышеупомянутой березе Тихвинскую икону Божией Матери. Молясь со слезами, он горячо благодарил за все Бога и Матерь Божию. Сам отец Нил вспоминал впоследствии: «В тот момент я почувствовал неизъяснимую духовную радость. Мне казалось, что небо и звездочки были для меня покровом от всего мирского, а та береза приютила меня, как мать родная». После этого отец Нил решил построить себе землянку в длину и вышину человеческого роста. Бревна для постройки он носил на себе через вязкое болото из другого места. Делал он это потому, что считал остров Козел священным местом и не дерзнул рубить на нем лес.

Построив пещеру, отец Нил принялся при помощи Божией за изготовление глиняных кирпичей для печки, к чему приложил немалый труд. Постепенно пустынник привел все в надлежащий порядок. Когда он впервые затопил печь и, вышедши из землянки, увидел, что идет дымок и расстилается по острову, то пришел в восторг и в радости своей неустанно благодарил Бога и, как дитя, веселился и радовался.

Когда потребовалась чистая вода, а ее достать было невозможно, тогда отец Нил обратился к Господу с сердечной молитвой, в простоте прося о том Бога. После молитвы, выйдя из землянки, он начал копать землю, и, о, милость Божия, внезапно открылся источник свежей, чистой и приятной на вкус воды. Сим источником отец Нил пользовался в течение всего времени, пока жил в той пустыне.

Отец Нил подвизался на острове в посте и молитве 18 лет. Для умерщвления плоти он носил вериги весом 22 фунта и жесткую власяницу. Эти вериги в настоящее время находятся в церкви, где служил духовник его, отец Илия (Скуфейка, вериги и частица епитрахили подвижника в настоящее время хранятся в Троицкой церкви с. Миритиницы Локнянского района Псковской области – прим. ред. )

Со временем отец Нил возделал на острове прекрасный сад и устроил ульи для пчел. Ульи-то он построил, но пчел-то у него не было. Однако Господь вновь помог пустыннику: в скором времени чудесным образом слетелось много пчел.

Испытывал подвижник и брань с бесами, но об этом он мало рассказывал. Как-то отец Нил поведал: «Когда я взошел на остров Козел, то в первую ночь злой демон, желая меня устрашить, так сильно заревел, как лев». Так и подвизался отец Нил на острове в течение 18 лет. В последние годы его пребывания на острове к нему приходили звери, даже медведица с маленькими медвежатами, как бы прося пищи. А отец Нил им скажет: «Да у меня ничего нет, а когда Бог пошлет, тогда я вас накормлю». И они спокойно уходили обратно, полизав его руки.

У отца Нила был обычай: каждый год в Святую Пасху, на второй день, т. е. в понедельник Светлой Пасхальной недели он взлезал на самую высокую сосну и, обозревая все четыре стороны, как бы христосовался со всем православным миром. Отец Нил рассказывал, что однажды, выйдя из своей пещеры (так он называл землянку), он увидел, что слетелось великое множество разных птиц. Отец Нил в удивлении воскликнул: «Господи! Что же это такое значит? Чем можно cиe объяснить? Господи, помоги мне уразуметь это явление?!» И был голос: «Ты должен их всех накормить». Что это значило - открылось впоследствии.

Так отец Нил наслаждался пустынной и безлюдной жизнью, неведомый никому из людей, известный только одному Богу. Но этот покой был нарушен таким случаем. В одной деревне жила раба Божия именем Мария, у которой был больной муж Иван. Его парализовало в самый день их бракосочетания. И вот, эта молодая женщина Мария безропотно несла свой крест в течение 12 лет. Жить ей было очень тяжело, так как вся работа домашняя и крестьянская лежала всецело на ней, да притом еще требовался уход за больным мужем. Мария все терпеливо переносила, и никогда никто от нее не слышал слов ропота.

За такое терпение Матерь Божия утешила Mapию, во сне ей был голос: «Мария, иди на остров Козел, возьми хлеб, соль и одежду из чистого холста для отца Нила, который там подвизается». И этот голос повторился три раза, а третий раз даже с предупреждением: «Если не послушаешь, то будешь наказана». Мария все сделала так, как было сказано. Она нашла тот остров, и даже вязкое непроходимое болото, окружавшее его, не послужило препятствием для Марии. Господь так устроил, что она прошла по болоту, как по сухому месту; а отец Нил в это время был возле пещеры, и видит, что идет женщина, он смутился и недоумевал. За 18 лет которые он здесь провел, никого из людей он не видел, а тут идет человек, да еще и женщина. Пустынник решил, что это бесовское искушение. Он быстро ушел в землянку, закрыл за собою дверь и упал пред Тихвинскою иконою Божией Матери, слезно прося избавить его от сего искушения. Мария же, подойдя к двери землянки, стучала и умоляла старца принять ее, говоря: «Отец Нил, дорогой батюшка! Открой. Меня послала к тебе Матерь Божия, и по Ее повелению я принесла тебе хлеб-соль и одежду».

Тогда отец Нил сказал ей: «Прочитай молитвы: «Верую», «Отче наш», «Да воскреснет Бог», и обращение к Божией Матери «Богородице, Дево, радуйся». Она так и сделала. Затем отец Нил сказал ей, чтобы она, оставив одежду, отошла подальше от пещеры, так как вся одежда пустынника истлела от времени, и ему необходимо было одеться. Когда Мария и это исполнила, отец Нил вышел из землянки. Мария была поражена его благолепным видом, упала к его ногам со слезами радости, прося благословения и святых молитв. Отец Нил благословил ее и сказал, чтобы она подробно ему рассказала, как она сюда попала. Мария все поведала старцу подробно. После сего отец Нил утешил ее, благословил и отпустил с миром домой.

Слух об отце Ниле дошел до самого Санкт-Петербурга, и там заговорили о пустынножителе. Вместе с этим слух дошел и до владельца того острова Козел, он так сильно восстал против отца Нила, что даже выгнал его с острова. Вполне понятно, что это произошло по внушению врага и завистника спасения рода христианского - диавола. Он многократно являлся в разных видах старцу, устрашая его и этим желая выгнать подвижника с острова. Но все те попытки были безуспешны. Тогда бес нашел другой способ и выгнал старца, внушив хозяину того острова ненависть и негодование».
Источник цитаты: hramnagorke.ru

По всей видимости с того времени остров Козел стал называться Баринов остров, под таким названием его знают жители близлежащих деревень.

Кто может понять вполне скорбь отца Нила? Опять он должен покинуть свою благословенную пустынь, где прошли годы его подвижнических трудов. Сколько скорбей и радостей он пережил здесь, сколько слез пролил, - один только Бог об этом знает. Весьма тяжело было покинуть свое родное гнездышко. Отец Нил горько плакал, но что делать, надо смириться, помня, что без воли Божией ничего не делается.

Отец Нил взял икону Божией Матери и топорик и с горькими слезами вышел из своей любимой пустыньки. Но куда идти? Где искать себе новое местожительство? Хотелось ему уйти как можно дальше от всего мирского, чтобы ничто не разлучало с Господом, ведь за 18 лет он привык к одиночеству. И вот, по воле Божией, пустыннолюбец нашел такое место называемое Волчуха. Это тоже был остров. Придя на него, отец Нил сел на пень и горько, безутешно зарыдал. Неизвестно сколько прожил здесь подвижник, и каковы были условия его жизни там в первое время. Об этом он ничего не рассказывал. Однако со слов отца Нила известно, как дальше разворачивались события. Через некоторое время на острове Волчухе отцу Нилу было такое видение. С неба сошло белое полотно с изображением Божией Матери Тихвинской. Это повторилось три раза. В то же время был слышен церковный звон колоколов, и как бы от имени Божией Матери сказано: «Со временем на этом месте будет прославляться Мое имя». И вскоре после этого в точности исполнилось видение
Источник цитаты: hramnagorke.ru

Интересно, но в своем добровольном затворничестве и посвящению себя служению Богу, умерщвлению плоти отец Нил повторил подвиги и откровения христианских святых и других православных преподобных отцов. Так в части жития, когда к нему приходили звери, голодная медведица, которая не тронула отшельника, а «полизав его руки» ушла, подобное мы находим в житии святого Власия:

«…К нему приходили дикие звери, и если заставали святого в безмолвной молитве беседующим с Богом, то они, как бы разумные существа, не прерывали его Богомыслия, но стояли перед пещерой, дожидаясь, пока святой, окончив свою молитву, не выйдет к ним, и не уходили до тех пор, пока святой, выйдя и возложив на них свои руки, не благословит их…»
Источник цитаты: www.vidania.ru

Или когда к нему «слетелось великое множество птиц» подобное есть в житии Сергия Радонежского:

«…И Сергий увидел перед собой множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него. И опять послышался голос: “Так же, как и виденные тобою стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам».
Источник цитаты: www.pravoslavie.ru
Страницы Церковной истории насыщены дивными свидетельствами чрезвычайной близости Божией Матери к верующим во Христа. За двадцать веков существования на земле христианской Церкви Церковная историческая наука запечатлела массу случаев явления Богородицы подвижникам благочестия - наяву или во сне. Явления Божией Матери христианам имели целью воодушевить их на подвиги благочестия, утешить в скорбях и научить верным путям спасения.
Источник цитаты: www.deva-maria.ru

Вся жизнь иеросхимонаха Нила была безгрешна и праведна, посвящена служение Богу, для меня странно, почему он еще не канонизирован Русской Православной Церковью?

«В городе Санкт-Петербурге проживала вдова почетного гражданина - госпожа Зиновьева Ольга Дмитриевна, у нее были дети: сын и дочь. Она была очень богатая, имея много магазинов, в которых продавались всевозможные меховые вещи. Она также была очень религиозна. Но вот Зиновьеву постигло большое горе, любимый сын ее погиб трагически, он застрелился из-за любви или еще по какой причине, точно неизвестно. Несчастная мать, убитая горем, нигде и ни в чем не могла найти себе утешения. По воле Божией, Зиновьева прослышав про отца Нила, решила поехать на остров Волчуха, что она и сделала. Разыскав подвижника, она припала к его ногам и с горьким плачем рассказала ему свое горе, умоляя его помочь ей, так как она была полна отчаяния. А отцу Нилу было уже все это известно от Бога, он ей сказал: «Не плачь, надейся на Бога, таково попущение Божие. Если ты хочешь облегчить загробную участь души твоего сына, то на этом месте выстрой святой храм трехпридельный: во имя Тихвинской иконы Божией Матери, св. равноапостольной княгини Ольги и святителя Николая Чудотворца, имя которого носил твой сын, а затем корпус для сестер и все необходимые монастырские постройки».

Ольга Дмитриевна с радостью приняла указания отца Нила: приехав в Санкт-Петербург, она распродала все свое имение, из которого выделила часть своей дочери, с поспешностью поехала к отцу Нилу и по указанию его выстроила прекрасный храм и чудную обитель, на удивление всем»
Источник цитаты: hramnagorke.ru

На этом месте позволю себе остановиться. Давайте посмотрим другой источник о Зиновьевой О.Д. и ее семье из Псковского паломника:

«У Зиновьевой в том году умерла дочь Евгения, со своим горем она поехала к Сухлову (отец Нил - прим. автора). Вскоре после этого у Зиновьевой умерли муж, невестка и сын…»
Источник цитаты: www.pskov-eparhia.ellink.ru

Итак, из двух источников не совсем ясно, кто умер у Зиновьевой О.Д. сын или дочь. Чтобы это выяснить, мы обратимся к адресной справочной книге «Весь Петербург» за 1900 год» . Здесь мы видим (отмечено стрелкой на фото) Зиновьева Николая Александровича, почетного гражданина, купца (Меховой магазин, ул. Пушкинская, 19) и Зиновьева Николая Николаевича (ул. Пушкинская, 19). Тот же справочник на 1901 год называет Зиновьеву Ольгу Дмитриевну уже вдовой потомственного почетного гражданина, но и сын ее, Н.Н. Зиновьев, прослеживается в справочнике до 1909 года.



Таким образом, можно сделать вывод, что у Зиновьевой О.Д. в короткий период времени умерла именно дочь и супруг, это горе сподвигло ее внять словам отца Нила приступить к строительству монастыря.

Итак, наш путь начался с ул. Старобазарной поселка Локня через деревню Веретье и далее по лесной дороге до переправы через реку Локня, протяженность его составляет 11,7 км, это расстояние мы преодолеем на автомобиле. Друзья давайте посмотрим карты. На карте РККА 1941 года лист О-36(В) мы видим цель нашего похода. Да, этот крестик на карте, обозначающий культовое строение, и есть тот храм, а точнее монастырь, который мы ищем.


Ссылка на карту

Теперь посмотрим более современную карту. Вот и эта дорога. От Веретья до переправы через реку Локню мы вполне можем доехать на машине, это расстояние примерно 6,5 км.


Ссылка на карту



А вот и переправа. Давайте здесь оставим свою машину и дальше пойдем пешком. Не бойтесь и переходите смело, дно реки в том месте выложено бетонными плитами. В народе это место называют «Кордон».



До монастыря осталось чуть менее 2,5 км. Во время пути давайте дальше ознакомимся с историей монастыря. Здесь почти полностью я приведу описание Женского монастыря Тихвинской иконы Божьей Матери из сборника «Псковский паломник». 4 выпуск.

«Монастырь существовал непродолжительное время. Он возник в первые годы XX столетия, благодаря трудам и заботам поселившихся здесь старцев. До их прихода сюда, где были только болото и лес, ничего не было. Находился монастырь на границе Великолукского и Холмского уездов Псковской губернии, на островке Волчиха среди топкого болота. В 1890 году в 3-х верстах от Волчихи на острове Козел жил крестьянин деревни Федоровское Влицкого прихода Великолукского уезда Сергей Герасимович Сухлов ( отец Нил - прим. автора ). Питался он подаяниями крестьян этой местности, которые вначале приходили к нему из любопытства, а потом за житейским советом, ласковым словом, сочувствием, душеспасительной беседой. Островок Волчиха принадлежал помещику Иосифу Петровичу Кастюрину, который подарил его Сухлову в собственность. В 1899 году благочестивая и богобоязненная крестьянка деревни Барканово Невельского уезда Витебской губернии Степанида Баранова рассказала о Сухлове санкт-петербургской почетной гражданке Ольге Дмитриевне Зиновьевой, глубоко и искренне верующей женщине. Баранова познакомилась с ней в Кронштадте, куда обе они приехали к о. Иоанну. У Зиновьевой в том году умерла дочь Евгения, со своим горем она поехала к Сухлову. После неоднократных бесед с ним у нее появилась мысль построить на Волчихе для поминовения своей дочери церковь, в которой была нужда и окрестного населения, т.к. до ближайшей церкви было очень далеко. Вскоре после этого у Зиновьевой умерли муж, невестка и сын. Тяжелая утрата укрепила ее в мысли построить церковь. На средства Зиновьевой через болото к Волчихе была проведена дорога, а потом приступили к строительству церкви и необходимых для общины построек. К окончанию строительства церкви в новой общине уже было 20 сестер, которые жили под управлением Барановой до назначения начальницей общины матери Мартирии из Великолукского Вознесенского монастыря. Определением от 7 декабря 1901 - 3 февраля 1902 года Святейший Синод постановил учредить женскую общину в селе Ляхово Великолукского уезда наименованием Тихвинская, с таким числом сестер, какое община будет в состоянии содержать на свои средства ( прим. автора: здесь, вероятно, община приписана к селу Ляхово, как самому большому селу поблизости. Ляхово находилось от монастыря примерно в 3-х км .)

Деревянная на каменном фундаменте монастырская церковь Тихвинской иконы Божией Матери в селе Ляхово построена в 1903 году потомственной почетной гражданкой Петербурга Ольгой Дмитриевной Зиновьевой. Освящена церковь 19 августа (1 сентября) 1903 года епископом Псковским и Порховским Сергием (Ланиным). В тот год было много воды, и владыка добрался до общины с опасностью для жизни. Престолов в церкви было три. Кроме главного в приделах были престолы Святителя и Чудотворца Николая и Преподобного Александра Свирского. Николаевский придел был устроен старанием м. Мартирии в 1908 году, ею же лично исполнена вся живопись в приделе. Престол был освящен 30 октября 1908 года местным благочинным о. Никандром Пятницким. Престол Александра Свирского освящен 4 февраля 1910 года. После освящения престола старец Нил (Сергей Герасимович Сухлов) роздал богомольцам кипарисовые крестики собственной работы и листки религиозного содержания. Покровительница общины Тихвинская икона Божией Матери была пожертвована сестрой Зиновьевой, проживавшей в Угличе. Находилась икона слева от Царских врат, пред нею были случаи исцеления от болезней. Колокольня также деревянная на каменном фундаменте, на ней было 5 колоколов. Большой колокол с надписью «Сей колокол пожертвован О.Д. Зиновьевой мая 1903 года, отлит в Гатчине заводом товарищества А.С. Лаврова» весил 19 п. 22 ф. Второй колокол весил 3 п. 22 ф., третий - 1 п. 8 ф., четвертый - 33. ф., пятый колокол - 12. ф.

На другой день престольного праздника, 27 июня (10 июля) 1910 года с пастырским визитом общину посетил архиепископ Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий). 12 июля 1916 года общину посетил епископ Псковский и Порховский Евсевий. Им был совершен постриг в рясофор некоторых сестер обители. Жертвователями новой общины были настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Мефодий, настоятель Святогорского монастыря Кирилл, Гусевы, Орловы, Курчанова, Степанида Баранова, матрона Александрова. Петроградский потомственный почетный гражданин Михаил Филиппович Волков пожертвовал общине 180 (по другим данным 237) десятин земли, которую купил у местного помещика. У общины появились пашня, покос, лес. Землю сестры обрабатывали сами, без посторонней помощи. Благотворительницей общины была и супруга Волкова Евдокия Васильевна.

Тихвинское училище Министерства народного просвещения открыто 6 января 1911 года. Построено училище вдовой действительного статского советника Любовью Петровной Богуславской на собственной земле, подаренной Министерству. На торжестве открытия присутствовал инспектор народных училищ Александр Иванович Кондратьев. Почетным попечителем училища стал местный помещик И.И. Кастюрин. В 1915 году в нем обучалось 19 мальчиков и 11 девочек. Определением Святейшего Синода от 20 февраля - 11 марта 1902 года иеромонах Торопецкого Троице-Небина монастыря Иона назначен настоятелем общины. Указом Синода от 21 апреля 1904 года определено: при церкви Тихвинской женской общины в селе Ляхово Великолукского уезда открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика. Расходы на их содержание отнесены на счет кредита, ассигнуемого из казны по смете Святейшего Синода.

В 1904 году священником в общине служил священник Алексий Васильевич Никольский. В том же году 24 октября в Троицком соборе в Пскове дьякон погоста Миритиницы Иоанн Васильевич Чистовский рукоположен в сан священника и назначен служить в Тихвинскую общину. В общине он служил до марта 1907 года. Во время служения в общине им присоединены к Православию лютеране. Священник Александр Алексеевич Соловьев родился в 1841 году, обучался в Великолукском духовном училище, служил дьячком в погосте Клишковичи Новоржевского уезда, псаломщиком в Михайловом Погосте Великолукского уезда, псаломщиком-дьяконом, дьяконом Пятницкой церкви в Святых Горах. 28 января 1912 года посвящен в сан священника Тихвинской общины. В 1916 году священническое место было вакантным, богослужения совершал священник погоста Троица Хлавица (Подберезье) соседнего Холмского уезда Алексий Головацкий. Со 2 июля 1916 года в общину на священническое место назначен дьякон погоста Троица-Хлавица Холмского уезда Иоанн Лебедев.

Должность псаломщика исполнял Михаил Елисеев, родившийся в 1891 году. Он окончил Псковскую епархиальную Арсениевскую псаломщическую школу, исполнял должность псаломщика в погосте Гора Порховского уезда, с 10 мая 1914 года служил в тихвинской общине в Ляхово. Сведений о дальнейшей судьбе священников Чистовского, Соловьева и Головацкого, псаломщика Лебедева не имеется.

Начальницей общины была м. Мартирия. В 1916 году в общине было 8 монахинь, 35 рясофорных послушниц, 3 послушницы-белицы. Сестры занимались рукоделием, полеводством, заготовкой сена. Кроме монахинь и послушниц приход общины составляли несколько деревень. В приходе проживали несколько семей эстов, как православных, так и лютеран. Находилась Тихвинская община на границе Великолукского и Холмского уездов Псковской губернии, на расстоянии 10 верст от погоста Черный и 15 верст от погоста Влицы Великолукского уезда, 20 верст от погоста Спасов Клин и 10 верст от погоста Локня Холмского уезда. Населенные пункты: село Ляхово, деревни Амосово, Боково, Косовицы, Ляхово. В 1915 году проживали 104 мужчины и женщины. Возможно, часть населенных пунктов были Холмского уезда. В советское время зачастую монастырь относили к Холмскому уезду. В 1916 году в общине стояли следующие деревянные здания: корпус для настоятельницы с сестрами в 16 комнат, дом с двумя комнатами для ночлега богомольцев, построенный на средства О.Д. Зиновьевой, дом для священника в три комнаты, дом для псаломщика из двух комнат и еще один дом длиной 10 саженей и шириной 4 сажени. Последние три дома построены на доброхотные пожертвования. Еще был дом в три комнаты для неусыпного чтения Псалтири. Пособия от казны община не получала, не имела и зданий, сдаваемых в аренду. Отмечено, что «содержание сестер скудное». Церковь находилась в низменном месте, со всех сторон община была окружена лесами и болотами, подъезд к ней был только со стороны Великолукского уезда, а в весеннее половодье она становилась недоступной даже для пешеходов. В описании монастыря, например, есть такая фраза, указывающая на труднодоступность места: «Способ получения корреспонденции: случайный».

21 февраля 1917 года Святейший Синод своим указом преобразовал Тихвинскую женскую общину в женский общежительный монастырь. Монастырь ждали тяжелые времена. После 1917 года с целью сохранения монастырей как таковых в большинстве из них создавались монашеские коммуны, артели и т.п. Не являлась исключением и Псковская губерния. 29 марта 1924 года ГПУ Псковской губернии сообщало в губисполком, что по делу Тихвинского монастыря, как и других монастырей, имеется «конкретный обвинительный материал», но «он не в достаточной степени подготовлен для постановки в суде и не может послужить основанием для привлечения к ответственности всех монашествующих в целом». Исходя из этого, губернский отдел ГПУ «нашел целесообразным закрытие их не в судебном, а в административном порядке, ... предлагая в будущем, по мере дальнейшего накопления обвинительных материалов, постепенно возбуждать уголовные дела в отношении отдельных монашествующих». ОГПУ настаивал на полной ликвидации монастыря. 9 апреля 1924 года Псковский губисполком постановил: «Принимая во внимание контрреволюционную агитацию монашествующих, вредное влияние их на окружающее население, превращение образованных ими трудовых коммун в очаги эксплуатации трудящихся, а также учитывая острую нужду в помещениях для школ, признать необходимым монастыри ... Тихвинский Холм-уезда закрыть».

Можно предположить, что после закрытия монастыря монастырская церковь стала приходской. Косвенное свидетельство того, что церковь в 1925 году еще действовала – отказ Великолукского уисполкома, а вслед за ним Псковского губисполкома, в удовлетворении просьбы церковного совета Тихвинской церкви о передаче ему построек Тихвинской сельхозартели. Судьба сестер Тихвинского монастыря неизвестна, к большому сожалению, неизвестны и их имена. Ни одна из немногочисленных деревень, составлявших некогда приход монастыря, в наши дни не существует. Ныне это предположительно территория Локнянского района.»

Итак, официально монастырь был закрыт 9 апреля 1924 года Псковским губисполкомом, какое-то время церковь монастыря уже в виде приходской, продолжала действовать. Когда отсюда ушли люди, как погибло здание церкви, нам неизвестно. Это произошло, скорее всего, после Великой Отечественной войны.

Друзья, вот мы и пришли. Этот холм, поросший деревьями и высокой травой, есть остров Волчиха. Среди этих деревьев должны быть развалины монастыря, давайте туда поднимемся.



При подъеме на холм мы видим две православные могилы, на одной из которых есть табличка с именем захороненного: Лаврентий Дмитриевич Орлов, 1944 год. Если Вы помните, то в списке жертвователей общины (монастыря), встречается фамилия Орлов.



Чуть далее за кустами находится фундамент трехапсидной церкви. Как мы помним, она была деревянная, и сегодня, к сожалению, сохранился только ее каменный фундамент. Давайте его осмотрим.





Пройдем дальше по вершине острова Волчиха, перед нами появляется в рост человека огромный подвал большого здания, по всей видимости, это был корпус для настоятельницы с сестрами в 16 комнат, построенный в 1916 году. Со слов моего дедушки, хорошо знавшего эти места, деревянный сруб корпуса после войны был перевезен в поселок Локня. Новое здание было построено на площади, где сейчас находится поселковый базар, в нем находились Районный отдел народного образования, Госстрах. В начале 90-х годов здание было снесено.




Если подняться наверх с подвалов, то мы увидим продолжение острова Волчиха, да, он не такой большой!



Исследуя остров, будьте осторожны, среди травы может быть выгребная яма.



На вершине острова мы встречаем огромные ямы, по всей видимости, с острова брали песок для строительства лесовозной дороги. Некоторые части фундамента выкорчеваны из земли, и к какому строению они относятся - определить не представляется возможным. Не удается найти фундамента колокольни.

Территория монастыря во время Великой Отечественной войны была оккупирована фашистами, немцы использовали монастырские постройки для складирования военного имущества, возможно, там был штаб. О нахождении там немецких войск говорят, например, окопы по периметру острова, колючая проволока.

Друзья, пора отправляться в обратный путь, но перед уходом, давайте постоим и немного помолчим. Развалины монастыря заставляют задуматься о том, какие большие силы были потрачены людьми, чтобы облагородить это место, провести дорогу, осушить часть болота, построить церковь, колокольню и другие здания. Сколько человеческих судеб связано было с этим местом, кто-то приходил сюда в поиске душевного покоя и усердно молился, кто-то обрел здесь вечный покой на монастырском кладбище. Монастырь был, как улей, где каждый его житель знал свое место и приумножал в трудах праведных и молитве веру в Бога.

Уважаемый читатель, в заключение хочу тебя поблагодарить, за то, что ты провел какое-то время со мной в этом путешествии. Надеюсь, оно не было скучным. Хочу выразить слова благодарности Иванову Алексею, за сопровождение в поездке и помощь в сборе материала, а также Пасюлиной Светлане за публикацию работы на сайте «Лукиград». Рекомендую, друзья, данный сайт, как один из лучших краеведческих сайтов нашей области, в нем много познавательных материалов о знаменитых земляках, общественных событиях, малоизвестных местах, в том числе много старых фотографий.

23 сентября 2017 года.
А.М. Курк.
Все снимки сделаны автором.