Главные железнодорожные мастерские
Главные железнодорожные мастерские были первым крупным предприятием в городе. Предназначались для ремонта подвижного состава и для производства запасных частей для этого ремонта и строительства грузовых вагонов.
Строительство мастерских было начато в 1898 году. Торжественная приёмка и открытие состоялись 10 сентября 1901 года. Проект мастерских был по тем временам одним из передовых. Цехи были хорошо оснащены, находились в теплых и вентилируемых помещениях. Все меры были приняты к тому, чтобы здания мастерских изобиловали дневным светом, в темное время – электрическим. Для рабочих были построены столовая, магазин, санчасть со стационаром.
В общей сложности мастерские занимали площадь в 20 гектаров, на которых размещались: паровозостроительный цех, вагоносборочная мастерская, паровозосборочная мастерская, малярная мастерская с лакировочным участком, токарная мастерская, колесно-токарная мастерская, чугунно-литейная мастерская, главная кузница, собственная электростанция и подсобные помещения.
В год в Мастерских ремонтировалось до 40 паровозов и столько же тендеров, более двух тысяч вагонов. Мастерские и сами строили вагоны, в том числе и пассажирские.
В 1930 году на завод приезжал известный немецкий коммунист, друг Эрнста Тельмана, – Макс Гельц. В честь его визита мастерские были переименованы в паровозовагоноремонтный завод имени Макса Гельца.
30 декабря 1972 года в заводу было присвоено имя 50-летия СССР, а 30 июня 1976 года он награжден орденом Трудового Красного Знамени. В том же году завод был переименован в локомотиворемонтный.
Источники:
1. Орлов В.В. Окно в исчезнувший мир. Великие Луки. – Великие Луки: Изд-во Сергея Маркелова, 2012.
2. Сайт "Псковские железные дороги".
3. Фотоальбом "Время перемен", (фотографии предоставлены В.В. Орловым).
4.Альбом, фотоснимков работы УСВЗ-30 по восстановлению Великолукского паровозо-ремонтного завода в 1946 году. Альбом предоставлен Б. Максимовым.