Есть такой интересный сайт: goskatalog.ru или виртуальная версия государственного каталога музейного фонда Российской Федерации. Если хорошо поискать, там можно накопать множество интересных фотографий и документов, но нынче внимание моё привлекла небольшая коллекция театральных программок Великолукского драмтеатра с 1959 по 1966 годы в количестве 22 штук. Хранятся все эти программки в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина. Просматривая их, можно сложить определённую картину того, каким был репертуар театра в эти годы (хотя очевидно, что представлены здесь далеко не все постановки — это, так сказать, общая выдержка). Итак, попробую запустить небольшую серию обзоров репертуара по этим самым программкам.

1959 год.
1. "Сын века"



Режиссёр: Н.В. Зорин
Художник: В.С. Пашин
Музыкальное оформление: С.Ф. Кайдан

Как видим, Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин имеет к этой постановке непосредственное отношение, что уже представляет интерес. Далее его имя будет встречаться ещё не раз, так как именно на эти годы приходится период его активной работы в Великих Луках.

Сама пьеса, по которой поставлен спектакль, написанная всё в том же 1959 году — героическая комедия, иначе называется «Высокое напряжение», принадлежит перу Ивана Куприянова и повествует о строителях гидроэлектростанции в Сибири. Если кому интересно, я тут нашёлссылку на ознакомительное скачивание аудиоверсии данного спектакля, правда в исполнении других актёров. Однако общее представление дать может.

Здесь же можно проследить репертуар театра за 1959 и, возможно, частично 1958 год: «Именем революции» М. Шатрова, «Если в сердце весна» А. Козина, «Юстина» Х. Вуолийоки, «Блудный сын» Э. Ранетт, «Праздник фонарей» Пфейфера, «Мадемуазель Нитуш» Эрве и «Побег из ночи» братьев Тур.

2. Разоблачённый чудотворец



Режиссёр: А.Д. Шатов
Художник: Д.М. Давыдов
Комедия в трёх действиях, шести картинах за авторством Генри Филдинга. Честно говоря, особой информации об этой пьесе я не нашёл, однако учитывая остальное творчество Филдинга, она должна быть достаточно ярким и сатиричным произведением.

3. Человек с ружьём



Режиссёр-постановщик: Б.А. Свистунов
Художник: Д.М. Давыдов
Музыкальное оформление: С.Ф. Кайдан
Спектакль по пьесе Николая Погодина, лауреата Ленинской премии, написанной в 1937 году для Вахтанговского театра. Сюжет повествует о революционных событиях 1917 года, солдате Иване Шадрине и его встрече с В.И. Лениным. Также на программке торжественно добавлена фраза Посвящается 42-й годовщине Великой Октябрьской соц. революции и 90-летию со дня рождения В.И. Ленина.

Программки за 1960 год в подборке почему-то отсутствуют, поэтому далее перемещаемся к 1961 году.

4. Случайные встречи



Режиссёр: А.И. Мозгунов
Художник: В.М. Куломзин
Композитор: С.Ф. Кайдан-Дешкин
Балетмейстер: Н.М. Сокольский
Пьеса Ромуальда Назарова «Случайные встречи», написанная и впервые поставленная в 1961 году, повествует о судьбе молодого шофера и его пути: он совершает кражу, получает наказание за неё, но благодаря доверию окружающих, снова находит своё место в жизни.

5. Собака на сене



Режиссёры: Н.В. Зорин и И.Н. Климов
Художник: В.М. Куломзин
Музыка: И.М. Меерович
Оркестр под управлением композитора С.Ф. Кайдан-Дешкина.
Знаменитая комедия, написанная испанским драматургом по имени Лопе де Вега, наверное, хоть раз была прочитана каждым. Классическая история о противоречиях сословного неравенства и искренних чувств в дальнейшем была обыграна и А.С. Пушкиным в «Барышне-крестьянке», и десятками других, менее известных авторов.

Также на этой программке значатся другие спектакли репертуара, шедшие ранее, возможно, кстати, частично и в 1960 году: «Последние» М. Горького, «Лес» А. Островского, «Остров Афродиты» А. Парниса, «Потерянный сын» А. Арбузова, «Над Днепром» А. Корнейчука, «Замок Броуди», в оригинале написанный А. Крониным, «Время любить» Б. Ласкина и «Кремлёвские куранты» уже упомянутого выше Н. Погодина.

6. Один год



Здесь, в отличие от остальных программок, мы видим не обложку, а разворот, потому режиссёра, художника и композитора назвать сложно. Зато указан полный актёрский состав: Ф.М. Комов, Г.В. Акулов, Н.Г. Малов, Е.А. Казанин, Г.Я. Дромашко, А.И. Мозгунов, М.П. Гулюкин, В.С. Кузнецов, А.Н. Чернышёв, В.М. Куломзин (ранее упомянутый в качестве художника), В.С. Кузнецов, П.И. Овсянников, Ф.В. Морозов, Л.А. Лысова, Т.И. Чернышёва, Н.К. Никанорова, Н.Ф. Акулова, О.Г. Щелканова, Л.Н. Богословская и Л.М. Молькова. Также занятно, что в рубрике «В антракте» на этом же развороте находятся карикатура и пара достаточно забавных шуток на театральную тему. А ещё присутствует целый чайнворд на тему музыки.

Сама пьеса Ю. Германа и Б. Реста, 1961 года написания, посвящена истории следователя Лапшина (исп. Ф.М. Комов) и вора Алексея Жмакина (исп. Г.В. Акулов), точнее истории одного года из их жизней с преломлением к вечной борьбе добра и зла, нравственности и безнравственности, и, естественно, победой представляющего добро Лапшина.

Вот такие нашлись программки за 1959-1961 годы. Здесь очень много имён, и я уверен, у вас найдётся что рассказать хотя бы про некоторые из них. А в качестве ещё одного интересного факта можно отметить то, что театр находился, что называется, на волне времени: практически все пьесы, кроме классики прошлых веков, написаны в тот же год, что и поставлены у нас.

Автор подборки: Игорь Саюнов, великолукский краевед.

Комментарии  

#1 Наталья Евгеньевна 07.06.2018 20:00
Спектакль«Блудн ый сын» смотрела с родителями в 1958 году. Это было моё второе посещение театра. Первый раз смотрела сказку «Иван да Марья». Впечатления огромные!!! Поразили красочные декорации на сцене. А вот содержание спектакля «Блудный сын» как-то не отложилось в памяти, мне было тогда всего 6 лет… Но финал спектакля произвёл впечатление — главный герой, сын, в последнем акте снимает со стены ружьё и убивает себя, занавес закрывается. Бурные аплодисменты, занавес снова открывается, артисты выходят на поклон и… вместе с ними самоубиец блудный сын!!! Я этого никак не могла понять и приставала к взрослым с вопросам — «А почему он живой? Он же убил себя!» И вот тут мама объяснила мне условность действий, происходящих на сцене. Я была разочарована — оказывается, в театре всё делается понарошку!